Форум Студии "Крылья России": Сериал "Сделано в СССР" - Форум Студии "Крылья России"

Перейти к содержимому

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3

Сериал "Сделано в СССР"

#1 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 17:09

Посмотрел несколько серий сериала "Сделано в СССР".

О 100-мм гладкоствольной противотанковой пушке 2А29 МТ-12 "Рапира" рассказано почти все достаточно интересно и правильно. МТ-12 была основным буксируемым орудием противотанковой артиллерии стран Варшавского договора в 1970-80-х годах (копии производились также в Румынии и Китае). Применяется МТ-12 в России (в активном использовании около 460 штук) и странах СНГ до сих пор, хотя пробить лобовую броню современных НАТОвских основных танков она уже не может даже с использованием современных боеприпасов (кроме выстрелов с противотанковой ракетой 9М117М "Кастет"), поэтому используется в настоящее время больше не как противотанковое, а как обычное полевое артиллерийское орудие, стреляющее осколочно-фугасными снарядами. Кстати, помимо гладкоствольного ствола МТ-12 имела еще одно, впервые примененное на ПТ пушках, новшество - гидравлический амортизатор в торсионном подрессоривании колес.

В серии есть две ошибки - 1) начальная скорость подкалиберного снаряда для пушки МТ-12 была меньше 1575 м/с и равнялась максимум 1548 м/c; 2) в серии говорится, что масса каждого боеприпаса около 80 кг (!!!!) - если это было бы так, то один заряжающий в принципе не смог бы справиться с заряжанием орудия :D , и на самом деле в зависимости от типа боеприпаса он весит 19,9-28,9 кг.
0

#2 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 17:33

Просмотр сообщенияAndrey (24 Ноябрь 2011 - 17:09):

В серии есть две ошибки - 1) начальная скорость подкалиберного снаряда для пушки МТ-12 была меньше 1575 м/с и равнялось максимум 1548 м/c; 2) в серии говорится, что масса каждого боеприпаса около 80 кг (!!!!) - если это было бы так, то один заряжающий в принципе не смог бы справиться с заряжанием орудия :D , и на самом деле в зависимости от типа боеприпаса он весит 19,9-28,9 кг.


Да, Андрей Вы правы. Первая ошибка не такая критичная, а вот вторая - караул. Мы сами заметили её несколько дней назад. Хотя, с другой стороны, пусть враг боится и с ужасом думает, какие у нас заряжающие качки! :)
0

#3 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 18:39

:D
Но настоящий враг, естественно, знает истинные характеристики МТ-12 B) Да, а при поломке орудия заряжающий по инструкции сам закидывает боеприпас на указанную дальность :D
А где можно найти список всех серий сериала? Кстати, а сколько всего серий?
0

#4 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 25 Ноябрь 2011 - 10:08

Точное количество назвать не могу, так как не знаю. :) У нас готовы фильмы о САУ "Акация" и "Гвоздика", танки Т-54/55, БМП-1,2,3, перехватчик МиГ-25. В работе находятся БМД-1, МиГ-21, Т-64.
0

#5 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 25 Ноябрь 2011 - 14:31

Спасибо, Олег!
Еще по пистолету ПМ показывали недавно серию, кстати.
0

#6 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 25 Ноябрь 2011 - 14:53

Просмотр сообщенияAndrey (25 Ноябрь 2011 - 14:31):

Спасибо, Олег!
Еще по пистолету ПМ показывали недавно серию, кстати.


Да не за что. Ещё, кстати, Т-72 будет.
0

#7 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 25 Декабрь 2011 - 03:51

Серия про самозарядный пистолет Макарова (ПМ) мне понравилась, поскольку за 10 мин отлично удалось изложить и историю создания, и устройство пистолета. Единственная неточность - рейс, захваченный террористами в 1970 г., был не Сухуми-Краснодар, а Батуми-Сухуми-Краснодар и террористы отец и сын Бразинскасы захватили этот Ан-24 именно через несколько минут после взлета из Батуми.

ПМ достаточно безопасен и удобен в эксплуатации, прост по конструкции, надежен в различных метеорологических условиях и быстро разбирается без применения какого-либо инструмента. При конструировании ПМ Макаров взял за основу компоновку и некоторые конструктивные решения (откидная спусковая скоба как ограничитель хода затвора) немецкого Вальтера ПП, разработанного в 1929 г. Из недостатков ПМ специалисты отмечают большой вес для пистолетов такого размера, но это обусловлено автоматикой, действующей по принципу отдачи достаточно тяжелого свободного затвора. Кроме того, рычажок предохранителя расположен сбоку не очень эргономично, а дополнительное движение руки по постановке пистолета на боевой взвод с одной стороны обеспечивает прекрасную безопасность в обращении, но с другой стороны - отнимает некоторое время, что может быть критичным в бою.

Ну и еще насчет патрона 9х18 мм ПМ - если быть точным, то само по себе останавливающее действие его пули не лучше, чем у 7,62x25 мм ТТ, но оболочечная пуля ПМ имеет увеличенную пробивную способность по отношению к неметаллическим преградам, а двукратная разница в дульной энергии позволила использовать для ПМ более простую и точную автоматику. Что касается патрона для ПМ с малой пробивной способностью для борьбы с авиатеррористами - это патрон 9 СП8 гж с экспансивной пулей пониженного пробивного действия для использования сотрудниками антитеррористических подразделений при штурме авиалайнеров (пуля не способна пробить фюзеляж самолета). Впоследствии за счет нового состава пороха, изменения его навески и применения новой пули останавливающее и пробивное действие патронов к ПМ довели до уровня 9х19 мм "Парабеллум", в модернизированном в 1993 г. пистолете ПММ, соответственно, усилили рамку и затвор.

Модификации ПМ производились в Германии, Болгарии и Китае.
0

#8 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 26 Декабрь 2011 - 19:33

Серия про тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" получилась интересной, с несколькими уникальными кадрами (а почему в одном месте при взлете СУ-33 с палубы кто-то закрывает объектив камеры рукой? :) ). Это единственный в Российском флоте ТАКР, он входит в состав Северного флота и предназначен для поражения крупных надводных целей, а также защиты морских соединений от атак вероятного противника. Из недостатков проекта специалисты отмечают два - отсутствие паровых катапульт, что не дает возможности оперировать тяжелыми самолетами ДРЛО (а вертолеты ДРЛО имеют малый радиус действия), взлетать истребителям с полной боевой нагрузкой и затрудняет взлетно-посадочные операции, не позволяя быстро поднять в воздух сразу несколько самолетов, а также плохая и ненадежная электромеханическая двигательная установка (четыре паротурбины), не обеспечивающая большую скорость и приемлемую дальность плавания для корабля такого класса. Также авианесущий крейсер требует капитального ремонта (планируется между 2012 и 2017 гг.), в частности, для замены устаревшей электроники еще советского периода, установки новых зенитных ракетных комплексов и демонтажа противокорабельных ракет с целью увеличения численности авиационного крыла, также планируется заменить паротурбины на газовые турбины (или на атомную силовую установку) и, возможно, установить катапульты на полетной палубе в дополнение к трамплину. Учитывая, что у США в настоящее время имеется 12 атомных суперавианосцев с 80-90 самолетами каждый, нашему единственному авианесущему крейсеру надо уделять должное внимание.

Показанные в начале фильма посадки МиГ-29К и МиГ-29КУБ на палубу авианесущего крейсера 28 сентября 2009 года проходили в рамках испытаний, необходимых для последующей планируемой закупки 24 МиГ-29К для оснащения "Адмирала Кузнецова" и 16 МиГ-29К для ВМС Индии, которая модернизировала свой авианосец «Викрамадитья» (бывший "Адмирал Горшков"). За испытаниями наблюдали и индийские представители.
Первые полеты самолетов с борта ТАКР, проведенные в ноябре 1989 г., включали, помимо МиГ-29К и Су-27К (о которых говорится в фильме), еще и СУ-25УТГ.

По поводу ошибок - их в серии мало, за исключением того, что корабль был спущен на воду не через два года после закладки (1 сентября 1982 г.), а через три года (4 декабря 1985 г.).. И Тимур Апакидзе был не первым военным летчиком, совершившим посадку на "Адмирал Кузнецов" (поскольку до него это делали летчики-испытатели, также являющиеся военными летчиками), а первым морским летчиком, совершившим посадку на этот авианосец - это произошло 26 сентября 1991 г. на СУ-27К. В серии говорится, что общая протяженность коридоров авианосца составляет почти 20 км, а количество помещений - 3500, но согласно техдокументации протяженность коридоров составляет 6 км (так что 20 км - это, наверное, вместе со всеми помещениями), а количество помещений - 3857.
Есть еще забавные опечатки при рассказе о технических характеристиках корабля. В серии пишется водоизмещение как 58000 тыс. тонн (то есть надо убрать или нули или тыс.), и аналогично пишется мощность силовой установки как 200 000 тыс. л.с. :lol: :lol: :lol:
Ну и не сказали про радиолокационное и радиоэлектронное вооружение корабля.

Кстати, на "Адмирале Кузнецове" произошло две аварии при посадке самолетов.
1. 18 октября 2004 г. произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку и у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера.
2. 5 сентября 2005 г. в Северной Атлантике произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан из-за обрыва троса аэрофинишера и затонул на глубине 1100 м (пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами (а ТАКР вооружен также 2 x 10 РБУ-12000 с 60 бомбами, о чем в фильме не упомянули) в связи с наличием секретной аппаратуры на истребителе, однако выяснилось, что это невозможно сделать из-за большой глубины.
0

#9 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 07 Январь 2012 - 00:39

Серия про средние танки Т-54 и Т-55 практически не содержит неточностей и сделана весьма толково. Единственное, что толщина лобовой брони у Т-54 была чуть поменьше 200 мм (190 мм), а использовавшийся на нем дизель В-54 был не такой уж и новый, поскольку представлял собой модернизацию старого дизеля В-2. В серии говорится, что из пушки Д-10Т можно было поражать цели на дальности до 6800 м – насколько мне известно, максимальная дальность бронебойным снарядом составляла 4000 м, а осколочно-фугасным – около 15000 м. Т-54 первоначально вообще не имели системы стабилизации вооружения, стабилизатор пушки в вертикальной плоскости появился на Т-54А, а двухплоскостной стабилизатор СТП-2 устанавливался с 1956 г. на Т-54Б (на Т-54Б устанавливали также и штатную систему ночного видения). Также первые Т-54 не имели системы продувки ствола после выстрела, эжектор появился на Т-54А с пушкой Д-10ТГ. Полуавтоматическая система пожаротушения с тепловыми датчиками тоже стала устанавливаться с модификации Т-54А. В серии не сказали о возможности преодоления Т-54А водных преград глубиной до 5 м с помощью соответствующего оборудования.

Т-55 весил чуть больше 36 тонн - его масса была 36.5 тонн. Т-55 можно было визуально отличить от Т-54 – по бакам-стеллажам, отсутствию зенитного пулемета, отсутствию вентилятора в крыше башни, элементам новой термической дымовой аппаратуры (кстати, в выхлопные коллекторы впрыскивалось не дизельное топливо, а моторное масло). Система противоатомной защиты Т-55 не только герметизировала танк, но и включала фильтровентиляционную установку.

Т-54 и Т-55 в СССР построили больше, чем 33000. Их выпустили около 50000 экземпляров. По лицензии их помимо Польши, Чехословакии и Китая производили также в Румынии (TR-580 и TR-77 в 1970-77 гг.).

В серии не рассказали о модернизациях Т-55 – Т-55А (с противорадиационным подбоем), Т-55АМ (с экранами из комбинированной брони, системой управления огнем «Волна», более мощным дизелем и новыми резинометаллическими гусеницами), Т-55АМВ (с навесной динамической защитой, новым комплексом управляемого вооружения с ПТУРами). Модернизированные Т-55 до сих пор стоят на вооружении армий более 50 государств (поэтому Омское КБ транспортного машиностроения разработало программу глубокой модернизации Т-55 для иностранных государств до стандартов современных основных танков), да и в России около 1200 последних Т-55, стоящих на вооружении в Сухопутных Войсках и морской пехоте, были окончательно переданы на складское хранение только в 2010 г.

По поводу конструкции Т-54/Т-55 - да, это были на момент своего появления весьма неплохие средние танки, превосходящие иностранные аналоги и заложившие основу развития мирового танкостроения на последующее десятилетие. Простые и надежные в любых условиях, они не требовали от танкистов высокой квалификации для управления и обслуживания по сравнению с иностранными танками. Так же Т-54/Т-55 имели небольшие размеры, что затрудняло их поражение на поле боя, обладали хорошей проходимостью и небольшим для среднего танка весом, что упрощало их транспортировку. Но у них были и недостатки - компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть Т-54/Т-55 не обеспечивали оптимального сочетания огневой мощи, защищённости и подвижности для эффективного противостояния появившимся новым средним и тяжелым танкам стран НАТО, а также новому противотанковому ракетному вооружению, что стало очевидным уже в 1950-е годы. Так, компоновка корпуса, унаследованная от Т-44, не давала возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от новых 90-мм и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов, а также противотанковых ракет с кормовой и боковых проекций (где броня была в 2-3 раза тоньше лобовой); кроме того, Т-54/Т-55 были тесными для экипажа (поэтому в танкисты продолжали призывать низкорослых солдат), а низкая обтекаемая башня не позволяла склонять орудие больше, чем на 5 градусов, что затрудняло ведение боя на пересеченной холмистой местности. Размещение боеприпасов на Т-54/Т-55 не было защищено, что при попадании противотанковых боеприпасов часто приводило к взрыву собственного боекомплекта. Введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески вместо пружинной и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением существенно повысило подвижность танков Т-54 по сравнению с их предшественниками, но это все равно не обеспечивало дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты. Однако Т-54/Т-55 был очень технологичным и дешевым танком, и за счёт развёртывания массового производства Советское руководство предполагало добиться значительного количественного преимущества над противником. Глубокие модернизации Т-54/Т-55, осуществленные в 1980-е годы и позднее, тем не менее, позволили решить ряд проблем, связанных с защищенностью танка и его боевой мощью и приблизить его к более современным аналогам, хотя, конечно, многие конструктивные решения 1940-х-50-х годов уже являются устаревшими и непреодолимыми в плане обеспечения боевых характеристик на уровне современных танков. Западные специалисты полагают, что в современном бою у модернизированных Т-55 мало шансов (например, иракские Т-54/Т-55 понесли очень большие потери в 1991 г.), и поразить современный основной боевой танк Т-55 с устаревшим 100-мм орудием сможет только с использованием новых боеприпасов (ПТУР 9М117 Кастет, запускающийся из ствола орудия) либо в наиболее уязвимую кормовую проекцию классическим боеприпасом.

По поводу боевого применения танков Т-54 и Т-55.
* Советские танки применялись при подавлении Венгерского восстания в 1956 г., причем несколько танков были подбиты зажигательными бутылками и противотанковыми пушками.
* Арабские Т-54/Т-55 использовались в войнах с Израилем (Шестидневная война 1967 г., Война Судного Дня 1973 г.) - но израильтяне благодаря превосходству в воздухе, хорошему планированию операций и умелому применению своих танков М48 Паттон и Центурион успешно отражали египетско-сирийские атаки. С появлением у Израиля танков Центурион Мк.V и М60А1, вооруженных 105-мм пушками L7 и М68, танки Т-54 и Т-55 стали терять свое преимущество в огневой мощи.
* Во время Вьетнамской войны танки Т-54 и Т-55 активно применялись войсками Северного Вьетнама, но без особого успеха - так, в феврале 1971 г. 17 легких танков М41 южновьетнамских сил уничтожили в бою 22 северовьетнамских танка (6 Т-54 и 16 ПТ-76) без потерь со своей стороны; в апреле 1972 г. южновьетнамский 20-й танковый полк из 54 М48А3 Паттонов с дистанции 2500-3000 м обстрелял колонну северовьетнамской бронетехники, уничтожив 2 Т-54 и 9 ПТ-76; через несколько дней тот же полк уничтожил в бою 16 северовьетнамских Т-54 без потерь со своей стороны. Тем не менее, и северовьетнамцы достигали побед - так, в том же апреле 1972 г. 18 Т-54 из 203-го танкового полка атаковали позиции южновьетнамской 22-й пехотной дивизии и вынудили ее отступить, в том бою один Т-54 с номером 377 уничтожил семь танков М41, пока не был подбит из противотанкового гранатомета.
* Т-54/Т-55 применялись также в гражданской войне в Камбодже, в Угандо-Танзанийской войне 1978-79 гг., в Эфиопско-Сомалийских конфликтах, в гражданской войне в Шри-Ланка до 2009 г., в войне в Анголе (причем Т-54/Т-55 зарекомендовали себя как надежные и прочные машины, однако несколько танков было потеряно от огня южноафриканских танков Олифант, артиллерийских орудий и противотанковых ракет), в гражданской войне в Ливии в 2011 г.
* Массовое применение Т-54/Т-55 во время гражданской войны в Югославии показало его высокую уязвимость для пехотных противотанковых гранатометов, а также неудобство в применении в городских боях и на неблагоприятной местности.
* Т-54/Т-55 применялись во время Ирано-Иракской войны 1980-88 гг., а также во время вторжения многонациональных сил в Ирак в 1991 г. и 2003 г.
0

#10 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 11 Февраль 2012 - 13:54

Серия про самозарядную снайперскую винтовку Драгунова (СВД) мне понравилась. Но есть две ошибки - 1) масса винтовки 4,3 кг - это без снаряженного магазина, а не со снаряженным магазином, как говорится в серии. Масса со снаряженным магазином - 4,55 кг. 2) При рассказе об оптическом прицеле ПСО-1 говорится, что полученная дальность устанавливается маховичком. Вообще то прицел ПСО-1 имеет такую отличную особенность, как наличие специальной прицельной сетки, позволяющей определять расстояние и брать горизонтальные поправки, не вращая маховики. Боковой маховичок служит только для введения боковых поправок. ПСО-1 - очень удобный и надежный прицел, но его кратность недостаточна для идентификации целей на дальностях свыше 400 м и усложняет корректирование огня при промахе.

По поводу складной версии винтовки Драгунова (СВД-С) - помимо складного приклада, укороченного утолщенного ствола (что повысило его прочность и снизило колебания при выстреле) и другого пламегасителя она отличалась от СВД наличием пластмассовой пистолетной рукоятки, усовершенствованным газоотводным узлом, усиленной ствольной коробкой для надежного крепления оптического прицела и отсутствием регулятора количества отводимых газов как не оправдавшего себя.

СВД действительно зарекомендовала себя как легкая, удобная, очень хорошо спроектированная, весьма надежная и точная армейская снайперская винтовка с умеренной отдачей (несмотря на относительно мощные патроны 7,62х54), что подтверждают и иностранные эксперты, особенно обращая внимание на чрезвычайно интересную скелетную конструкцию приклада, переходящего в пистолетную рукоятку (что облегчает стрельбу из положения лежа), а также на хромовое покрытие ствола изнутри и газового поршня (что облегчает чистку после стрельбы). Оптический прицел ПСО-1 позволяет вести эффективный прицельный огонь по удаленным небольшим целям и в условиях плохой видимости, специальное устройство позволяет находить инфракрасные приборы противника. В качестве недостатков отмечается недостаточная мощность и точность по сравнению с лучшими западными аналогами, но надо учитывать, что СВД предназначена не для одиночных снайперов-профессионалов, а для поддержки точным огнем обычных стрелковых взводов в бою, поэтому возможность стрельбы бронебойно-трассирующими пулями, крепления штык-ножа и действие автоматики несколько ухудшило (но все равно сохранило на очень хорошем уровне) точность снайперской стрельбы.
0

#11 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 26 Февраль 2012 - 14:33

Серия про 122-мм гаубицу 2A18 Д-30 получилась достаточно интересной, с очень подробным и полным для короткого фильма описанием устройства гаубицы.

Из незначительных ошибок надо отметить тот факт, что в годы ВОВ 152-мм гаубицы формально не относились к корпусной артиллерии. И 122-мм, и более крупные 152-мм гаубицы проектировались и являлись орудиями именно дивизионной артиллерии, тогда как в корпусной артиллерии на вооружении состояли 107-152-мм пушки и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (в 1941 г. в корпусной артиллерии по штату 152-мм гаубиц не было вообще, но позже в составе артполков стрелковых корпусов 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. и М-10 обр. 1938 г. иногда действительно встречались).
Также в серии говорится, что 122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г. М-30 состояла на вооружении Советской Армии вплоть до 1960-х годов - это не так, поскольку модернизированные М-30 до сих пор состоят на вооружении Российской армии (в 2007 г. их числилось еще 3750 штук!)

Максимальная прицельная дальность стрельбы из гаубицы Д-30 была чуть меньше указанных в серии 15900 м - она составляла 15300 м (табличные данные полигонных испытаний). Начальная скорость снаряда 740 м/с верна только для кумулятивного снаряда, для осколочно-фугасного она составляла 690 м/с. Гидравлическая жидкость Стеол-М не очень ядовита, как говорится в серии - это смесь глицерина, этилового спирта, воды и антикоррозионных добавок, да и в серии видно, что заливающий ее в противооткатное устройство солдат не одевает никаких защитных перчаток (однако правилами все-таки рекомендовалось использовать перчатки при долгой работе со cтеолом и не допускать попадания этой жидкости в глаза).

Гаубица Д-30 выпускалась также в Ираке, Югославии, Египте и Китае. В мире их насчитывается больше, чем 3500 штук, упомянутых в серии - около 6000 Д-30 стоит на вооружении многих стран мира и стран СНГ (всего около 60 стран), + еще около 3500 Д-30 советского и китайского производства стоит на вооружении Китая. В России в 2007 г. использовалось около 4800 гаубиц 2А18М Д-30 (преимущественно в сухопутных войсках, а также в береговых войсках ВМФ, морской пехоте и внутренних войсках МВД), в настоящее время в активном использовании в России находится около 560 Д-30 и еще 1300 - в резерве на складах. С 1963 г. до 2008 г. гаубицы Д-30 состояли на вооружении гаубичных артдивизионов мотострелковых полков Советской (Российской) армии, постепенно их заменили на самоходные орудия 2С1 "Гвоздика", а также в двух гаубичных артдивизионах артполков мотострелковых, воздушно-десантных и танковых дивизий.

Гаубицы Д-30 являются надежными, очень простыми в эксплуатации, легкими и дальнобойными полевыми гаубицами, пригодными для эксплуатации в любых условиях. Интересная особенность - лафет с тремя станинами, с одной стороны, позволяет гаубице быстро вести горизонтальный обстрел на 360 градусов и обеспечивает хорошую стабильность орудия при стрельбе (для снижения эффекта разбалансировки при вертикальной наводке ствола из-за далеко разнесенных станин используется уравновешивающий механизм), но, с другой стороны, такой лафет сильно препятствует мобильности орудия непосредственно на поле боя. Д-30 имеет очень эффективный дульный тормоз, вполовину уменьшающий силу отдачи, но платой за это является сильное избыточное давление, создаваемое около орудия при выстреле (превышающее санитарные нормативы для орудий стран НАТО в два раза), поэтому расчеты Д-30 предпочитают пользоваться для производства выстрела дистанционным шнуром, что снижает боевую скорострельность гаубицы. Также такая конструкция дульного тормоза ограничивает угол вертикальной наводки 22 градусами и дальность стрельбы до 12 км, если ствол орудия находится непосредственно над станиной - максимальная же дальность стрельбы возможна только в секторе 48 градусов между станинами.
0

#12 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 09 Март 2012 - 14:54

Серия про самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика" и 2С3 "Акация" получилась интересной, с подробным изложением всех особенностей конструкции обоих самоходок. Но хотелось бы отметить следующее:

1. В начале серии говорится, что САУ могут бронироваться полностью или частично - вообще-то САУ могут быть и совсем небронированными (орудия на шасси грузовиков). Также не совсем верно говорить, что самоходная артиллерия выполняет те же задачи, что и буксируемая, поскольку помимо поддержки войск артогнем с закрытых позиций и противотанковой стрельбы, очень важное тактическое применение САУ заключается и в непосредственной поддержке танковых и механизированных соединений в ходе прорывов вглубь обороны противника, и во внезапном нанесении артиллерийских ударов с быстрым покиданием огневой позиции.

2. В СССР первые попытки создать самоходные орудия предприняли не в 1930-е годы, а еще в 1920-е годы (я об этом уже писал в разделе о телесериале "Броня России", но почему-то вы эту информацию не приняли к сведению) - так, в 1925 г. заводом "Мастяжарт" была изготовлена опытная зенитная САУ с 76.2-мм зенитной пушкой обр. 1915 г. на шасси трактора "Даймлер", а в августе 1928 г. на заводе "Красный Арсенал" (где конструкторское бюро по САУ было создано в 1922 г.) изготовили опытную батальонную САУ "Арсеналец". А в 1930-е годы появилось уже достаточно много экспериментальных САУ, некоторые из которых даже мелкосерийно выпускали (СУ-5-2 на базе легкого танка Т-26 и показанную в кадре СУ-12 на шасси грузовиков "Морланд" и ГАЗ-ААА).

3. Не все САУ времен Великой Отечественной вооружались полевыми орудиями - ведь СУ-100 вооружалась танковой пушкой Д-10, разработанной на базе 100-мм морского универсального орудия Б-34, а СУ-85 - танковой пушкой Д-5С, разработанной на базе 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. 52-К.

4. При конструировании шасси на базе тягача МТ-ЛБ для "Гвоздики" дополнительный опорный каток ввели не только из-за возросшей массы, но также и из-за возросших нагрузок при стрельбе из орудия, и из-за недостаточной устойчивости базового шасси для применения его в качестве шасси для САУ. Скорость "Гвоздики" на плаву не 5 км/ч, а максимум 4,5 км/ч (причем плавать "Гвоздика" может только с рядом ограничений - скорость течения не должна превышать 0,6 км/ч, высота волн не должна превышать 15 см, а боезапас при движении на плаву ограничивается до 30 выстрелов).

5. Артиллерийская часть "Акации" была спроектирована в ОКБ-9 завода им. Калинина ("Уралмаш") в Свердловске (в фильме же ошибочно говорится о заводе под номером 9).

6. Скорострельность "Акации" 5 выстр./мин - это максимальная скорострельность с закрытых позиций при подаче выстрелов с грунта, либо при стрельбе прямой наводкой. При стрельбе же с закрытых позиций с использованием возимого боекомплекта скорострельность невысока - до 2 выстр./мин.

7. 152-мм ядерный снаряд (3БВ3), используемый для "Акации", имеет мощность 1 кт, а не 2.


8. Можно было сказать, что 2С1 "Гвоздика" (как и 2С3 "Акация") состояла на вооружении артполков мотострелковых и танковых дивизий. Модификации "Гвоздики" выпускались по лицензии также в Польше, Румынии, Иране и Судане. В настоящее время на вооружении Российской армии находится примерно 600 "Гвоздик" (+ 1400 в резерве) и примерно 950 "Акаций" (+ 1600 в резерве).
Эти надежные, маневренные и достаточно эффективные САУ (применялись в Афганистане, Таджикистане, Чечне и Южной Осетии) считаются уже устаревшими из-за недостаточной дальности стрельбы по сравнению с современными моделями.
0

#13 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 22 Март 2012 - 01:55

По серии о зенитно-ракетном комплексе войсковой ПВО 2К12 "Куб" - серия весьма толковая и подробная для 10 мин фильма.
Неточностей в серии практически нет, только очень мелкие - типа вероятности поражения цели 0.7 (вместо сказанных 0.75), максимальной скорости движения 44 км/ч (вместо сказанных 50 км/ч) и боевой массы самоходной установки разведки и наведения 21.5 т (вместо сказанных 20 т). В ходе первой модернизации ("Куб-М1") нижняя граница зоны поражения уменьшилась не до 30, а до 80 м; а вот последующая модернизация ("Куб-М3") действительно привела к снижению этого параметра до 20 м. Также в ходе модернизаций улучшили помехозащищенность головки самонаведения, увеличили скорость ракеты до 700 м/с, предусмотрели прерывистую работу РЛС для противодействия противорадиолокационным ракетам. Можно было отметить, что ракета 3М9 была создана по аэродинамической схеме "поворотное крыло". Впервые она поразила цель на полигоне не 14 февраля 1964 г., а 18 февраля 1963 г. - первые ракеты имели много технических недостатков (малую мощность головки самонаведения, неудачную конструкцию носовой части и воздухоприемника, низкокачественный теплозащитный экран внутри камеры для дожигания топлива), которые впоследствии были исправлены.

"Куб" являлся высокомобильным (в то время ЗРК стран НАТО были либо буксируемыми, либо монтировались на грузовиках) ЗРК с очень удачной двухступенчатой ракетой (пионерская конструкция на момент принятия на вооружение), но разработку "Бука" начали по результатам применения "Куба" в Египте потому, что пусковая установка "Куб" не имела собственного радара и не могла одновременно сопровождать несколько целей, летящих с разных направлений, кроме того, ЗРК "Куб" был неэффективен против высоколетящих целей.

"Куб" применялся арабами в войне Судного Дня с Израилем в 1973 г., причем высокомобильные советские ЗРК с полуактивными головками самонаведения ракет очень эффективно прикрывали объекты от налета израильских А-4 и даже F-4 Фантом, станции предупреждения которых о радарном облучении не детектировали работу радаров "Кубов". Израильские пилоты называли "Кубы" "тремя пальцами смерти". Впоследствии израильтяне перепрограммировали свои системы и изменили тактику налетов, что снизило эффективность действия "Кубов". Всего арабские ракетчики сбили 40 израильских самолетов, большая часть побед пришлась на "Кубы". Сирийцы применяли "Кубы" в Ливанской войне 1982 г., но поскольку организация ПВО на территории Ливана имела серьезные недостатки, израильским самолетам за один день удалось уничтожить там несколько батарей "Кубов". Ливийцы успешно применяли "Кубы" против французской авиации во время пограничных конфликтов с Чадом, хотя 7 января 1987 г. французский истребитель Ягуар смог уничтожить ракетным ударом радарную установку "Куба". Во время войны в Персидском заливе иракский "Куб" сбил американский истребитель F-16 19 января 1991 г., а через два дня иракская зенитная ракета повредила стратегический бомбардировщик B-52G. Сербские "Кубы" уничтожили американский F-16 в 1995 г., а также 2-3 самолета Ан-2, применявшихся как импровизированные ночные бомбардировщики; 28 мая 1995 г. ракета, выпущенная "Кубом", сбила вертолет Ми-17 с боснийским министром на борту. Во время войны в Косово в 1999 г. югославские силы ПВО имели 22 батареи "Кубов" - из-за высокой мобильности потери их были малы (по радарам было выпущено 400 противорадиолокационных ракет, но потери составили только 3 радара), но и сам ЗРК показал себя весьма неэффективным (из выпущенных вначале конфликта 477 ракет ни одна не поразила цель, но впоследствии 70 выпущенных ракет поразили 46 целей по сербским данным и 17 целей по американским [2 беспилотника, 13 самолетов и 2 вертолета]).

В настоящее время на вооружении Российской армии все еще находится около 300 этих ЗРК (модернизированные "Куб-М4").
0

#14 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 01 Май 2012 - 23:55

По серии о дальнем сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22. Она затронула почти все нужное об этом самолете - и создание, и модификации, и технические проблемы, и эксплуатацию.

Упомянутая в серии дальность 2500-2900 км для самолета "105" - это максимальная дальность с бомбовой нагрузкой 3000 кг при полете со скоростью 1300-1350 км/ч. На крейсерской дозвуковой скорости предполагаемая дальность полета была до 6080 км.

К недостаткам опытного "105" относилось несоответствие полученных летных характеристик заданным, особенно по дальности. Компоновка самолета "105" - единственная в своем роде: конструкторы для снижения лобового сопротивления и улучшения взлетно-посадочных характеристик применили "чистое" крыло, в утолщенном центроплане которого разместили ниши уборки шасси. Затем работы продолжились по самолету "105А", который для увеличения максимальной скорости полета имел обжатый фюзеляж и уменьшенную толщину профиля в корневой части крыла (основные стойки шасси теперь убирались в гондолы как на Ту-16). Для гашения упомянутых в серии произвольных колебаний на серийных Ту-22 ввели демпферы: ДТ-105А (горизонтальное оперение) и Д-2К-115 (элероны). Другой "болезнью" Ту-22 стал флаттер крыла на больших скоростях - введение противофлаттерных грузов на концах консолей помогло мало и пришлось ограничить максимальную скорость до числа Маха = 1,4. На больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным размещением двигателей над хвостовым оперением, самолёт становился трудноуправляемым. В полёте из-за нагрева обшивки происходило самопроизвольное перемещение тяг управления, что вызывало сильные кренящие и разворачивающие моменты. После доработки и установки демпферов тангажа, автомата продольной устойчивости АУ-105А, автомата дополнительных усилий АДУ-105А эти негативные недостатки были существенно снижены. На самолёте Ту-22 командирами кораблей летали только опытные летчики 1-го класса, поскольку это был единственный тяжёлый серийный самолёт без второго лётчика.


В советских ВВС помимо прозвища "Шило" Ту-22 называли "Людоедом" (за самую высокую аварийность в советских ВВС, поскольку с 1960 по 1989 г.г. потеряли 70 Ту-22, в катастрофах погибли 44 человека) и "Стратегическим дефектоносцем" из-за многих сложностей в управлении и обслуживании, помимо плохого обзора экипажи также были недовольны неудобным размещением приборов и переключателей.

До 1965 г. Ту-22 оснащали двигателями ВД-7М, и только после - РД-7М2. Их суммарная тяга в 33000 кг, о которой говорится в серии - это на форсажном режиме, а в номинальном режиме суммарная тяга двух РД-7М2 была 22000 кг. Максимальная взлетная масса Ту-22 была 85 т, а упомянутые в серии 92 т - это в варианте бомбардировщика-ракетоносца Ту-22К. Максимальная скорость тоже была поменьше - не 1640 км/ч, а 1580 км/ч. А вот практический потолок был повыше - не 13300 м, а до 14700 м (вот у Ту-22К был как раз 13300 м).

Стрелок-радист на Ту-22 уже назывался воздушным оператором.

Спирто-водяная смесь (Ту-22 разных модификаций несли ее от 200 до 450 л) применялась для спиртового охлаждения различных систем самолета.

Крылатая ракета Х-22 "Буря" имела маршевую высоту полета не до 27 км, как говорится в серии, а до 25 км (обычно использовалась высота 22,5 км). Дальность 550 км завышена, обычно ракету применяли со 150-400 км. Достаточно эффективная ракета для поражения морских и стационарных наземных целей, тем не менее, существенно ухудшала и без того непростую управляемость самолета, а также была небезопасной в эксплуатации, поскольку из-за большого размера крепилась в полуутопленном положении под фюзеляжем.

* В Афганистане применялась модификация Ту-22ПД (самолёт РЭБ) - одиночные машины (всего в боевых вылетах участвовало 4 самолета) ходили на задания в конце боевых действий вместе с бомбардировщиками Ту-16 и Ту-22М для постановки помех пакистанским истребителям F-16.
* Ливийские Ту-22 применялись при бомбардировке города Мванза в Танзании 29 марта 1979 г. (один Ту-22 безуспешно сбросил бомбы), в конфликте с Чадом и Суданом в 1980-е (применялось несколько Ту-22, причем 17 февраля 1986 г. один ливийский Ту-22Б очень точно попал тремя бомбами во взлетно-посадочную полосу аэродрома чадской столицы Нджамены, но и сам не вернулся на базу из-за аварии). Всего ливийцы потеряли в конфликте с Чадом три Ту-22Б, два из них были сбиты зенитными ракетами.
* Иракские Ту-22 участвовали в Ирано-Иракской войне 1980-88 гг., бомбя иранские города, военные объекты и топливохранилища, но из-за достаточно сильной иранской системы ПВО эти налеты были не очень эффективными - например, в октябре 1980 г. иранцы сбили 3 Ту-22 с помощью наземных ЗРК и истребителей. Тем не менее, 19 марта 1988 г. 4 иракских Ту-22 смогли потопить один иранский супертанкер и поджечь еще один (однако в ходе второго налета в тот же день приведенная в состояние боевой готовности иранская ПВО смогла сбить 2 Ту-22). Всего за годы войны Ирак потерял 7 Ту-22 и еще 7 были сильно повреждены. Последние иракские Ту-22 были уничтожены на аэродромах при их бомбардировках авиацией многонациональных сил во время войны в Персидском заливе в 1991 г.

За годы серийной постройки в 1960-1969 гг. Казанский авиазавод построил 311 Ту-22 всех модификаций. В настоящее время в ВВС России Ту-22 не применяется (последние самолеты выведены из эксплуатации ВВС и морской авиации в середине 1990-х гг.), но 10 самолетов еще числятся в резерве.
0

#15 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 02 Май 2012 - 11:03

Андрей, режиссёр фильма о Ту-22 Александр Пахомцев благодарит вас за серьёзный анализ. Все Ваши уточнения он принял к сведению. Может, когда-нибудь сделаем и часовое кино о Ту-22.
0

#16 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 02 Май 2012 - 15:43

Спасибо и Вам, уважаемый Олег, и Вам, уважаемый Александр. Часовое кино о Ту-22 и Ту-22М - это было бы здорово!
Кстати, по потерям некоторых Ту-22 во время боевых действий.
I.
1) Один Ту-22 ВВС Ливии очень метко попал тремя бомбами во взлетно-посадочную полосу аэродрома Нджамена (столица Чада) 17 февраля 1986 г., причем французские радары засекли в это время скорость самолета как превышающую скорость звука и высоту 5030 м. Ту-22 не вернулся на базу в Ливии и точная причина его потери не ясна (американские самолеты раннего радиолокационного обнаружения, летевшие над Суданом, зафиксировали аварийный сигнал от ливийского пилота) - возможно, Ту-22 был все-таки поврежден зенитным огнем спаренных зенитных пушек, которые защищали аэродром.
2) 8 августа 1987 г. один ливийский Ту-22 был сбит военнослужащими Чада с помощью захваченного у ливийцев ЗРК 2К12 "Куб", когда он бомбил оставленную отступившими ливийцами авиабазу Аузу для уничтожения остававшегося там вооружения и оборудования. Ливийский пилот успел катапультироваться, но его парашют был охвачен огнем и он погиб.
3) Когда два ливийских Ту-22 (пилоты были инструкторами из ГДР) совершали налет на Нджамену 7 сентября 1987 г., один из них был сбит ЗРК MIM-23 Хок французского 402-го полка ПВО, защищавшего столицу Чада.

II.
1) Во время Ирано-Иракской войны 1980-88 гг. иранцы сбили 3 иракских Ту-22 в октябре 1980 г. - один над Тегераном 6 октября, второй над Наджафобадом 29 октября (иранский истребитель F-14 Томкэт сбил бомбардировщик ракетой AIM-54 Феникс) и третий тоже 29 октября над Кумом.
2) В ходе рейда против острова Харг 19 марта 1988 г. иранские силы ПВО сбили 2 иракских Ту-22.
0

#17 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 02 Май 2012 - 19:16

Олег, а планируется выпустить на DVD сериалы "Сделано в СССР" и "Оружие Победы"?
0

#18 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 03 Май 2012 - 10:17

Просмотр сообщенияAndrey (02 Май 2012 - 19:16):

Олег, а планируется выпустить на DVD сериалы "Сделано в СССР" и "Оружие Победы"?


Андрей, пока не планируем, увы.
0

#19 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 03 Май 2012 - 18:47

Понятно...А сериал про отечественные гранатометы, я надеюсь, уж точно выйдет? :rolleyes:
0

#20 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 05 Май 2012 - 10:31

Просмотр сообщенияAndrey (03 Май 2012 - 18:47):

Понятно...А сериал про отечественные гранатометы, я надеюсь, уж точно выйдет? :rolleyes:


Да, скоро тираж будем делать.
0

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей