Форум Студии "Крылья России": Оружие Победы - телесериал - Форум Студии "Крылья России"

Перейти к содержимому

  • (5 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 3
  • 4
  • 5

Оружие Победы - телесериал Ко Дню Великой Победы!

#81 Пользователь офлайн   Андрей Крюковский Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 176
  • Регистрация: 30 Октябрь 11

Отправлено 21 Январь 2013 - 17:37

Просмотр сообщенияAndrey (21 Январь 2013 - 07:45):

Прокомментирую последнюю серию цикла, про крейсерские подводные лодки типа К. Серия грешит большим количеством серьезных ошибок в плане описания боевых походов наших подлодок, источником которых является, по всей видимости, крайне устаревшая пропагандистская литература советских времен. Повторюсь, перед созданием подобных военно-исторических фильмов авторы просто обязаны тщательно изучить хорошую современную литературу по данным вопросам, базирующуюся на давно рассекреченных архивных данных обеих сторон. На дворе 2013 год, а не застойные 1970-е!

Итак, начнем по порядку.

1. К-3 (командир - капитан-лейтенант К.И. Малафеев) действительно была обнаружена тремя немецкими кораблями охранения после неудачной торпедной атаки вражеского транспорта "Альткирх" (немецкий транспорт сумел уклониться от четырех выпущенных торпед после того, как охотники, заметив перископ советской подлодки, подняли тревогу). Только произошло это не 3 декабря 1942 года, а 3 декабря 1941 года! Охотник Uj 1403 отделился от конвоя, пошел к точке погружения К-3 и сбросил пятью сериями 21 глубинную бомбу, еще 6 бомб сбросил подошедший охотник Uj 1416. Лодка трижды ударялась о грунт (из-за несовершенства советских морских карт этого района, дающих глубину 115 м при реальных глубинах 60-80 м) в ходе уклонения от вражеских атак глубинными бомбами, получив небольшие повреждения (из-за срезания захлопки газоотвода в дизель стала проникать вода). Вскоре Uj 1403 ушел обратно к транспорту, а его место заняли два других охотника - Uj 1416 и Uj 1708. К-3 лежала на дне, а немцы, обнаружив лодку на короткое время гидроакустикой, довольно прицельно ее бомбили, так что от близких взрывов поступление воды внутрь корпуса усилилось, а включать водоотливные насосы из-за их шумности было нельзя. Малафеев и обеспечивающий его поход капитан 2-го ранга М.И. Гаджиев посчитали, что раз немцы бомбят так точно, то на поверхности образовался предательский след соляра, вытекавший из разбитых от удара о грунт цистерн. Версия с вытекающим дизельным топливом приводится и в серии. На самом деле с немецких охотников никаких нефтяных пятен не видели и, по всей видимости, соляр из лодки тогда еще не вытекал. Малафеев с Гаджиевым приняли решение всплывать, пока немцы не накроют лодку новой серией бомб с установкой на правильную глубину, и принять артиллерийский бой. В серии говорится, что в результате боя было потоплено два корабля, а третий ретировался. Так потом действительно докладывал в своем рапорте Малафеев, хотя на самом деле артиллерийский бой с К-3 вели только два немецких охотника (третий, Uj 1403, ушел обратно к транспорту раньше, о чем я писал выше), и в ходе боя был потоплен только один охотник. Бой проходил следующим образом. Uj 1708 (бывший малый рыболовный траулер, 470 тонн) и Uj 1416 (бывший небольшой китобой, 356 тонн) обстреляли К-3, причем в субмарину попало около десяти 20-мм снарядов с Uj 1416 (вооруженного всего двумя 20-мм зенитными автоматами), а все залпы из 88-мм пушки и 20-мм зенитных автоматов Uj 1708 ложились недолетами. Советская субмарина с дистанции 3000 м отвечала огнем одного 100-мм орудия (второе 100-мм орудие было легко повреждено и введено в бой только через 5 мин) и двух 45-мм пушек, единственный попавший в цель 100-мм снаряд угодил в корму Uj 1708 и вызвал детонацию хранившихся там глубинных бомб. Uj 1708 взорвался и моментально затонул со всем экипажем. Утверждение, что советские комендоры отправили на дно и второй охотник, не соответствует действительности - на самом деле Uj 1416 после гибели напарника прикрылся дымзавесой и вышел из боя. Вскоре подошел Uj 1403 и обстрелял уходившую надводным ходом К-3 из 88-мм пушки с дистанции 9000 м, но советские сигнальщики этого факта вообще не заметили, поскольку уже наступили сумерки и К-3 скрылась в темноте.

2. При рассказе о разработке отечественных эскадренных и крейсерских подводных лодок дается несколько неверная информация - в начале 1920-х годов (а если быть точным, то в 1925 г.) техническое задание на подводный крейсер предусматривало не 4, а 2 кормовых торпедных аппарата (требование о 4 кормовых торпедных аппаратах появилось только в 1930 г.); запас торпед предусматривался не двойной, а почти тройной (22 торпеды на 8 торпедных аппаратов); огромная дальность плавания в 15500 миль (не километров!) экономическим ходом относилась к предложенному проекту подводного крейсера начальника технического бюро Балтийского завода Б.М. Малинина от 1924 г., но не к официальному техзаданию от 1925 г. В серии говорится, что взаимодействию надводных кораблей и подводных лодок в те годы придавалось большое внимание – это верно для других флотов, но отечественный флот разрабатывал техзадание на эскадренную субмарину все-таки больше как «дань моде», поскольку в ближайшей перспективе эскадр крупных артиллерийских кораблей, для взаимодействия с которыми могли потребоваться такие подводные лодки, иметь в РКВМФ не планировалось.

3. Надводная скорость больших подводных лодок типа «Д» была поменьше 15 узлов и не превышала 14 узлов.

4. Конструктор крейсерской подводной лодки типа «К» начальник Отдела подводного кораблестроения НИИ военного кораблестроения М.А.Рудницкий не был контр-адмиралом в то время, он стал им только в 1951 г.

5. Надводное водоизмещение крейсерских подводных лодок типа «К» было немногим меньше 2200 тонн и составляло 2104-2117 тонн; дальность плавания в 15000 миль была расчетной, а в реальности абсолютно недостижимой и составляла из-за высокого расхода топлива перегруженных дизелей не больше 7500 миль.

6. Упоминаемый в серии боевой поход К-22 имел место не осенью 1941 г., а в декабре 1941 г. В серии говорится, что ее артиллерией был потоплен транспорт, бот и нефтеналивная баржа – так действительно впоследствии докладывал командир К-22 капитан 3 ранга В. Котельников, но на самом деле транспорт (маленькое каботажное судно «Вейдинг», 160 тонн) успел скрыться в ночной темноте и ни один из 24 выпущенных советских 45-мм снарядов в цель не попал, а встреченные через двое суток три норвежских рыболовных мотобота были действительно обстреляны из 100-мм и 45-мм орудий К-22 и два из них потоплены («Альфар» и шедший у него на буксире «Боргар»), а третий был поврежден, но смог уйти. Соответственно, никакой транспорт, бот и нефтеналивную баржу К-22 не потопила, а потопила два маленьких норвежских невооруженных рыболовных мотобота. Очень сомнительная победа для большой крейсерской субмарины.

В серии говорится, что позже в том же походе К-22 потопила еще два транспорта и один сторожевой корабль. Во-первых, это был не тот же, а следующий поход (13 января – 1 февраля 1942 г.). Во-вторых, К-22 выпустила шесть торпед по выброшенному неделю назад штормом на камни норвежскому пароходу «Мимона», который был уже брошен экипажем (командир К-22 Котельников этого не знал и думал, что судно стоит на якоре в бухте; все выпущенные советские торпеды, кстати, не достигли цели из-за мелководного района). В это время со стороны моря показалось второе судно, которое Котельников действительно идентифицировал как переоборудованный из траулера сторожевик и приказал открыть по нему артиллерийский огонь – через шесть минут судно было потоплено. Но на самом деле это был никакой не сторожевик, а небольшое гражданское норвежское каботажное судно «Вааланд» (106 тонн), шедшее с грузом почты и штучных товаров для норвежского населения. Потом Котельников докладывал, что он якобы заметил еще один транспорт, обстрелял его и тоже увидел, как он затонул – все это не соответствует действительности, так как советские подводники снова обстреляли выброшенную на камни «Мимону», по крайней мере, никаких других судов в этом районе в тот день не было. В серии говорится, что по данным советской разведки на одном из потопленных кораблей находились 30000 полушубков для егерей германского горнострелкового корпуса и благодаря этому зимнее наступление противника на Мурманск было сорвано – в реальности же советская радиоразведка просто перехватила вражеское сообщение о задержке доставки этих полушубков в Киркенес (проблема была просто в нерасторопности немецких интендантов!), а штаб Северного флота сопоставил эту информацию с полученным донесением Котельникова о потопленном транспорте и радостно пришел к выводу, что К-22 потопила целый конвой со столь важным имуществом, что обернулось для экипажа звездопадом наград по возвращении. На самом же деле К-22 потопила тогда не два транспорта с важным имуществом и сторожевик, а одно маленькое норвежское гражданское судно с почтой для рыбаков, и за время патрулирования Котельников вообще не заметил прошедшие в это время через его позицию семь немецких конвоев! Очень смешно и грустно, что во время рассказа об этом походе в серии показывают для иллюстрации «успеха» К-22 взрывы эсминца и большого танкера, причем похожего на союзнический! Как мы видим, реальная действительность была очень сильно отличной от того, как ее представляли командир К-22 и штаб Северного флота, и как это показано в серии – на самом деле за 8 боевых походов К-22 уничтожила только 1 норвежский каботажный пароходик и 2 норвежских рыболовных мотобота!

7. В серии говорится, что К-2 во время одного из походов артиллерийским огнем уничтожила транспорт противника (в кадре вообще показывают взрыв эсминца!) и по возвращению на базу отсалютовала артиллерийским залпом. Реальность была такова – это произошло 12 сентября 1941 г., когда К-2 с дистанции 4 мили обстреляла норвежский грузо-пассажирский пароход «Луфутен», осуществлявший местные перевозки – К-2 выпустила 26 100-мм снарядов, но судно успело повернуть к берегу и скрыться неповрежденным за прибрежным островом. Соответственно, никакой транспорт противника уничтожен не был, а за якобы взрыв котлов тонущего судна экипаж субмарины принял взрыв глубинной бомбы, сброшенной с прилетевшего немецкого гидросамолета Ar-196. Но поскольку экипаж искренне считал, что была достигнута первая с начала войны артиллерийская победа советского подводного флота, то действительно по возвращении на базу сделали холостой выстрел, что впоследствии стало традицией на Северном флоте – отмечать числом выстрелов число потопленных в походе кораблей.

8. Атака К-21 на линкор «Тирпиц» была действительно незаурядным событием для советских подводников – в исключительно сложных условиях обстановки (хорошая видимость и малое волнение, мощное противолодочное охранение) достаточно неопытный экипаж под командованием капитана 3-го ранга Н. Лунина сумел выйти в атаку на крупнейший боевой корабль Кригсмарине (ни одной другой советской подводной лодке за всю войну так и не удалось выпустить торпеды по боевому кораблю крупнее эсминца). Правда, никакого повреждения «Тирпиц» не получил, так же как и не был потоплен эсминец охранения! Все четыре торпеды не дошли до цели, поскольку Лунин в спешке не смог правильно определить курс и скорость цели, а также стрелял с расстояния, превышающего предельную дальность торпед. Взрывы, услышанные на лодке, в действительности были взрывами торпед при ударе о каменистое дно после прохождения ими предельной дистанции; немцы, кстати, вообще не заметили атаки и узнали о ней только из советских газет. Лунин докладывал по возвращении о возможном попадании в «Тирпиц», но склонялся к мысли, что торпеды могли попасть и в эсминец охранения, оказавшемся на линии залпа; в штабе бригады его доклад трансформировали в потопленный эсминец и поврежденный линкор. «Тирпиц» вернулся на базу из-за того, что немцами была перехвачена информация о роспуске конвоя PQ-17, когда всем судам было приказано добираться до порта назначения самостоятельно. В серии говорится, что «Тирпиц» больше не участвовал в военных действиях – это неверно, например, линкор активно участвовал в операции «Сицилия» (рейд на Шпицберген) в сентябре 1943 г.

9. В серии говорится, что за годы войны «катюши» уничтожили 55 кораблей и транспортов противника. Это категорически не соответствует действительности, результативность крейсерских подводных лодок типа К оказалась весьма низкой (из-за их крупных размеров, что не позволяло им подходить близко к берегу и делало трудным удержание на глубине после торпедного залпа; также тактическая подготовка командиров «катюш» была недостаточной) – всего подлодки типа К за годы войны потопили торпедами 4 транспорта и 1 охотник (и 1 транспорт повредили), артиллерией - 2 транспорта, 3 траулера, 1 охотник и 3-4 мотобота, на выставленных ими минах подорвались и затонули 7 транспортов, 2 сторожевика, 1 охотник (1 транспорт и 1 тральщик были повреждены) – всего было уничтожено 13 транспортов, 3 траулера, 2 сторожевика, 3 охотника и 3-4 мотобота, то есть 21 корабль и транспорт + 3-4 мотобота.


10. На самом деле, звания Героя Советского Союза было удостоено не трое, а двое командиров «катюш» (Гаджиев и Травкин), поскольку Лунин получил ГСС раньше, когда еще командовал «щукой». Это не совсем верно характеризовало картину персональных заслуг, поскольку наиболее удачливый командир «катюш» (М. Августинович, командир К-1), который уничтожил больше половины всего тоннажа, потопленного «катюшами», был награжден только орденом боевого Красного Знамени. О К-1 и Августиновиче ничего не сказали и в серии, а ведь это были действительно реальные, а не мнимые победы - на минах, выставленных К-1, подорвались и затонули 4 немецких транспорта («Флоттбек» с военным грузом 08.11.1941, «Курцзее» с грузом продовольствия 08.04.1942, «Асунсьон» с грузом продовольствия 23.05.1942, «Роберт Борнхофен» с грузом угля 12.09.1942), 1 норвежский транспорт («Конг Ринг» с 269 немецкими солдатами-отпускниками 26.12.1941), 2 немецких сторожевика (NM 01 и NM 21 06.12.1942), а также был серьезно поврежден немецкий транспорт «Мольткефельс» с советскими военнопленными (17.02.1943).

С уважением, Андрей

Как же мне повезло, что форумчанин Андрей не интересуется Колесами Страны Советов! :D
0

#82 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 22 Январь 2013 - 05:58

Почему, очень интересуюсь (купил первый выпуск на DVD, с нетерпением жду второй) и я писал Вам в личку, что сериал мне понравился. :) Только Вы мне не ответили. И очень интересно, и оригинальный стиль изложения материала. В отличие от крайне устаревшего описания действия подводных лодок (а это действительно очень режет глаза всем, кто хоть немного интересуется флотом, поскольку сейчас есть достаточно много подробнейшей современной литературы, причем изданной большими тиражами, поэтому давать отлакированные данные советских времен в наше время просто недопустимо, по меньшей мере надо приводить современную трактовку событий), в сериале про автомобили явных серьезных ошибок вообще нет, более того, он исправляет некоторые неточности. Просто у меня совсем нет времени его рецензировать, да и нет в данном случае ни малейшего смысла выискивать какие-то мелочи. Ведь по сути все очень достойно. Я же писал свое мнение тут на форуме о сериале "Автомобили в погонах", разбирая подробно каждую серию, значит, автомобили мне тоже интересны :)
0

#83 Пользователь офлайн   Андрей Крюковский Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 176
  • Регистрация: 30 Октябрь 11

Отправлено 23 Январь 2013 - 11:37

Просмотр сообщенияAndrey (22 Январь 2013 - 05:58):

Почему, очень интересуюсь (купил первый выпуск на DVD, с нетерпением жду второй) и я писал Вам в личку, что сериал мне понравился. :) Только Вы мне не ответили. И очень интересно, и оригинальный стиль изложения материала. В отличие от крайне устаревшего описания действия подводных лодок (а это действительно очень режет глаза всем, кто хоть немного интересуется флотом, поскольку сейчас есть достаточно много подробнейшей современной литературы, причем изданной большими тиражами, поэтому давать отлакированные данные советских времен в наше время просто недопустимо, по меньшей мере надо приводить современную трактовку событий), в сериале про автомобили явных серьезных ошибок вообще нет, более того, он исправляет некоторые неточности. Просто у меня совсем нет времени его рецензировать, да и нет в данном случае ни малейшего смысла выискивать какие-то мелочи. Ведь по сути все очень достойно. Я же писал свое мнение тут на форуме о сериале "Автомобили в погонах", разбирая подробно каждую серию, значит, автомобили мне тоже интересны :)


Андрей! Прошу воспринимать мою предыдущую ремарку исключительно в дружеском контексте. :D
Просто меня всегда разят наповал объемы и пунктуальность Ваших аудиторских посланий на форуме. Разноплановость Ваших историко-технических познаний поражает, и я с дрожью думаю: когда же он доберется до меня. :huh:
Кстати, с интересом и прилежанием выслушал бы Вашу рецензию на второй выпуск "Колес Страны Советов". Или Вам не довелось посмотреть этот сериал?
0

#84 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 23 Январь 2013 - 16:33

Уважаемый Андрей!
Нет, второй выпуск "Колес Страны Советов" я пока еще не смотрел и очень жду его выхода на DVD.
0

  • (5 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 3
  • 4
  • 5


Быстрый ответ

  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей