Форум Студии "Крылья России": Оружие Победы - телесериал - Форум Студии "Крылья России"

Перейти к содержимому

  • (5 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Оружие Победы - телесериал Ко Дню Великой Победы!

#41 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 17 Декабрь 2011 - 19:06

Серия о тяжелом танке КВ-1 очень удалась. Правда, я бы назвал ее «Тяжелые танки КВ», поскольку разговор в серии идет не только о КВ-1, но и о КВ-2 и КВ-85. Тяжелые танки «Климент Ворошилов» изначально предназначались для качественного усиления боевых порядков танков и пехоты, но по ходу войны из средства прорыва они превращались в танки непосредственной огневой поддержки. На начало войны танк КВ-1 был наиболее защищенным серийным танком и притом обладал неплохой проходимостью.

1. Хорошо, что в начале серии показали тяжелый пятибашенный танк Т-35. Ведь делать про него отдельную серию особого смысла нет (почти все из имеющихся на 1 июня 1941 г. в приграничных округах 48 машин были потеряны в первые две недели летней компании, причем, в основном, по техническим причинам; в бою погибли только 7 Т-35), но упомянуть об интересном предшественнике КВ надо было обязательно, что и было сделано. Однобашенный танк КВ с противоснарядным бронированием под сравнительно большими углами наклона и появился потому, что идея многобашенного танка оказалась к концу 1930-х годов неперспективной – проходимость и подвижность таких гигантов была низкой, они представляли собой отличную мишень для вражеских противотанковых орудий, от которых уже не спасала 20-30-мм броня, а управлять в бою огнем из пяти башен было нереально.

2. По поводу конструктивных особенностей танков КВ надо было бы упомянуть применение достаточно экономичного, мощного и простого в обслуживании дизельного двигателя В-2К, а также индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. В серии совершенно верно говорится о таком основном недостатке КВ, как малонадежная коробка передач, но с этим недостатком активно боролись в ходе серийного производства (также у КВ была ненадежная конструкция главного фрикциона, из-за чего и было брошено большинство КВ в первые месяцы войны). Про экранирование некоторых танков КВ в серии говорится – экранирование (крепление на бонках дополнительных 25-мм бронелистов на башне и корпусе) осуществляли с июля 1941 г.

3. Обязательно надо было сказать подробнее про вооружение танка КВ, поскольку его модификации показываются и упоминаются в серии – первоначально КВ-1 вооружался 76-мм пушкой Л-11, но с 1941 г. ее заменяли на простую и надежную Ф-32, а с октября 1941 г. стали ставить длинноствольную пушку ЗИС-5. Танк КВ-85 вооружался 85-мм пушкой Д-5Т.

4. Танк КВ-1с, выпускаемый с августа 1942 г., для повышения подвижности имел уменьшенную толщину брони, высоту корпуса и размеры башни, новый главный фрикцион, 8-скоростную коробку передач, облегченные опорные катки и более узкие траки гусениц.

5. По поводу производства танков КВ – увеличению выпуска танков способствовал переход с декабря 1941 г. на литые башни. Из-за временной нехватки дизелей около 100 КВ оснастили карбюраторными М-17Т, ставили также упрощенные подшипники, а из-за нехватки новых радиостанций 10К (ставились с марта 1942 г.) на некоторые танки приспосабливали авиационные радиостанции 9Р.

6. После появления новых тяжелых танков ИС часть КВ переделали в войсках в тягачи, в этом качестве многие КВ и закончили войну на фронте.
0

#42 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 27 Декабрь 2011 - 14:03

По поводу серии о тяжелом танке ИС-2.


1. Предпосылкой появления нового тяжелого танка ИС-2 явились не столько наступательные действия Красной Армии после перелома стратегической ситуации в Курской битве, сколько появление в сентябре 1942 г. нового немецкого тяжелого танка «Тигр», что привело к моментальному устареванию стоящих на вооружении КВ. Серьезно модернизировать КВ не представлялось возможным, ибо усиление бронезащиты и вооружения привело бы к существенному увеличению массы танка. Поэтому разработка нового более мощного тяжелого танка с учетом опыта производства и боевого использования КВ стала жизненно необходимой, да и военные уже могли конкретизировать свои требования к компоновке и боевым характеристикам нового тяжелого танка.

2. При рассказе о предшественнике ИСа – опытном тяжелом танке КВ-13 (создавался в рамках идеи универсального танка, особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья), в серии помимо фотографии собственно КВ-13 показывается фотография опытного танка ИС-1 (объект 233), вооруженного 76-мм пушкой ЗИС-5.

3. В серии неверно говорится о «зенитной пушке Д-5 калибра 85-мм», которая эффективно показала себя при обстреле трофейного «Тигра». Зенитной пушки с таким обозначением никогда не было, была 85-мм зенитка 52-К обр. 1939 г., из которой и обстреливали в Кубинке в апреле 1943 г. единственный трофейный «Тигр». Согласно постановлению ГКО, по результатам этих испытаний КБ завода №9 НКВ и сконструировало для ИС новую 85-мм танковую пушку Д-5Т с баллистикой зенитного орудия 52-К (Д-5Т являлась вариантом пушки Д-5С, разработанной для СУ-85, с меньшей массой и небольшой длиной отката ствола).

4. Дополнительный шестой опорный каток на каждом борту появился не из-за усиления броневой защиты, как говорит Игорь Желтов, а из-за увеличения объема боевого отделения и, соответственно, длины танка на 420 мм (поскольку из-за установки 85-мм пушки пришлось расширить диаметр башенного погона с 1535 мм до 1800 мм).

5. 4 сентября 1943 года новый танк был принят на вооружение под обозначением не ИС-1, а под обозначением ИС-85. ИС со 122-мм пушкой именовался вначале ИС-122, а не ИС-2. Только в марте 1944 г. ИС-85 переименовали в ИС-1, а ИС-122 – в ИС-2.

6. По поводу вооружения танка ИС-2 – да, 122-мм пушка Д-25Т была самой мощной танковой пушкой Второй мировой войны, но наиболее эффективно ее можно было применять при поддержке пехоты и уничтожении фортификационных сооружений (что ИС-2 успешно и делали в конце войны при штурме сильно укрепленных населенных пунктов) из-за мощного осколочно-фугасного снаряда. Что касается танковых дуэлей – тут ИС-2 как раз существенно проигрывал «Тигру» и «Пантере», поскольку скорострельность 122-мм пушки Д-25Т была низкой из-за раздельного заряжания и на каждый выстрел ИС-2 «Пантера» могла ответить 3-4 выстрелами. Кроме того, боекомплект ИС-2 состоял всего из 28 выстрелов, а «Пантеры» и «Тигра» - из 82 и 92 выстрелов, соответственно. Поэтому при всех прочих равных условиях (качество прицелов [которые у советских танков были неудобными!], уровень подготовки экипажа и т.д.) вероятность поражения врага была намного выше у немецких танкистов. Игорь Желтов не вполне прав, утверждая, что «Королевский Тигр» мог пробить лобовую броню ИС-2 с расстояния 400 м, а ИС-2 поражал врага с 600 м – на самом деле уже на дистанциях около 800-1000 м лобовая броня ИС-2 [причем литая броня ИСов была достаточно низкого качества] легко пробивалась не только 88-мм (обычным бронебойным снарядом), но и 75-мм немецкими пушками (подкалиберным снарядом), но и ИС-2 мог поразить лобовую броню всех немецких танков с этой дистанции. Кстати, всего зафиксировано не более 10 эпизодов боестолкновений ИС-2 с «Тиграми», так что это было редким событием. Потери ИС-2 в боях были достаточно высоки, например, 7-я танковая бригада во время Битвы за Берлин потеряла 28 ИС-2 сгоревшими от огня вражеских танков и артиллерии, 11 – сгоревшими от «фаустпатронов» и еще 28 ИС-2 было повреждено и позже восстановлено; бригада уничтожила 35 немецких танков и САУ и 27 полевых орудий.

7. Т-образный дульный тормоз при испытаниях ИС-122 не просто дал трещину. Его разорвало при выстреле и осколок чуть не попал в присутствовавшего на испытаниях К.Е. Ворошилова.

8. Тяжелые танки ИС оставались на вооружении Советской Армии не до начала 1960-х, а гораздо дольше – только модернизация ИС-2 до уровня ИС-2М завершилась в середине 1960-х, в 1970-е танками ИС-2М и ИС-3 оснащались укрепрайоны вдоль советско-китайской границы, последние учения с участием ИС-2М состоялись в 1982 г., а официально их сняли с вооружения в 1995 г.!

9. При рассказе об ИС-2 забыли упомянуть такую его важную особенность, как применение планетарных механизмов поворота (впервые на советских серийных танках), что позволило уплотнить компоновку моторно-трансмиссионного отделения и за счет этого увеличить объем отделения боевого, а также улучшило среднюю скорость, маневренность и управляемость танка.
0

#43 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 30 Декабрь 2011 - 20:38

ПОЗДРАВЛЯЮ ВЕСЬ УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕКТИВ СТУДИИ "КРЫЛЬЯ РОССИИ" С НОВЫМ ГОДОМ!!!!
УДАЧИ ВАМ, ДРУЗЬЯ, И НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!!!
0

#44 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 01 Январь 2012 - 20:05

Андрей, спасибо за поздравления! Вас также с праздником!
0

#45 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 01 Январь 2012 - 23:08

Спасибо!
0

#46 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 03 Январь 2012 - 18:23

Серия о тяжелой самоходно-артиллерийской установке СУ-152 получилась тоже весьма хорошо. У меня есть только несколько мелких замечаний и дополнений.

1. СУ-152 действительно получили боевое крещение на Курской дуге летом 1943 г., правда, их в войсках было мало. Например, в войсках Центрального фронта имелось всего 25 СУ-152. Кстати, СУ-152 действительно создавалась для артиллерийской поддержки танковых и механизированных соединений в бою, то есть для разрушения долговременных огневых точек противника при преодолении укрепленных полос обороны противника, а совсем не как противотанковая САУ. Но ее применение в качестве мощного противотанкового средства оказалось, как мы знаем, весьма успешным.

2. По поводу бронепробиваемости 152-мм пушки-гаубицы МЛ-10, устанавливаемой на СУ-152. В серии говорится, что с 1500 м можно было пробить 120-мм броню. Это преувеличение, ибо даже на полигонных испытаниях в идеальных условиях 152-мм бронебойный снаряд БР-540 пробивал при угле встречи в 90 градусов с 1500 м только 105 мм броню, а тупоголовый БР-540Б (на вооружении состоял только с конца 1944 г.) – 115 мм. В реальных условиях бронепробиваемость с 1500 м была около 85 мм. А 120 мм СУ-152 могла пробить с дистанции 1000 м и менее. Но, как верно отмечается в серии, вследствие большой массы 152-мм снаряда (48,8 кг) он, даже не пробивая брони, мог вывести вражеский танк из строя из-за сильного сотрясения, что вызывало поломки узлов и механизмов, и поражало экипаж за счет внутренних отколов брони.

3. При рассказе о создании СУ-152 на Челябинском Кировском заводе (завод № 100) в январе 1943 г. в серии показали не самую удачную фотографию (время 04:08) – это СУ-152, захваченная немцами и испытываемая ими на Куммерсдорфском полигоне (на всех бронелистах написаны измеренные немцами величины толщины брони). Гораздо лучше было бы показать известную фотографию первой КВ-14 во дворе ЧКЗ.

4. Самоходка была принята на вооружение не под обозначением СУ-152, а под обозначением КВ-14. Переименование в СУ-152 осуществили в апреле 1943 г.

5. По поводу недостатков СУ-152 – помимо плохой вентиляции тесного боевого отделения (только за счет тяги воздуха от работающего двигателя, что иногда приводило к угоранию экипажа при интенсивной стрельбе или при стрельбе с закрытых позиций с выключенным двигателем) и не очень надежной трансмиссии, СУ-152 имела низкую скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов, а также малый боекомплект, небольшой угол возвышения ствола и недостаточное для 1943 г. лобовое бронирование. Кроме того, отсутствовал оборонительный пулемет. Однако основные недостатки, кроме обусловленных примененным вооружением, у СУ-152 удалось более-менее сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152.

6. Наклон бортовых листов боевой рубки ИСУ-152 уменьшили из-за меньшей ширины (не высоты) базового танка ИС по сравнению с КВ, наклон кормового листа ликвидировали совсем.

7. В серии совсем не упомянули ИСУ-122 и ИСУ-122С, аналогичных по конструкции ИСУ-152, но вооруженных 122-мм пушками. Разработка ИСУ-122 была начата потому, что уже в начале 1944 г. выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой 152-мм орудий МЛ-20. Всего за годы войны изготовили 4635 самоходок ИСУ.
0

#47 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 05 Январь 2012 - 19:31

Написал большой пост про ГАЗ-67 (серия про который сделана очень хорошо, просто хотел привести дополнительную интересную информацию), но пост не сехранился и пропал..... :lol:
0

#48 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 05 Январь 2012 - 20:57

Серия про легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67 мне очень понравилась, поскольку за 12 мин авторам удалось рассказать об основных этапах конструирования и использования советских легковых вездеходов в предвоенные годы и годы войны. Есть только ряд дополнений.

1. Нарком среднего машиностроения В. Малышев отвел на конструирование и изготовление отечественного полноприводного легкового армейского автомобиля по образцу американского прототипа Bantam-60 не 1,5 месяца, а "в срок до трех месяцев".

2. Опытный военный грузопассажирский пикап с колесной формулой 6х4 ГАЗ-21 был создан не в 1936 г., а летом 1937 г. как развитие предыдущей трехосной конструкции Грачева - ГАЗ-АААА, который как раз и был создан весной 1936 г. и показан в серии.

3. Решение о запуске ГАЗ-21 в серийное производство было принято по результатам его успешного 10000-км пробега по Центральной России, Украине и Кавказу в конце 1937 г. Но производство так и не было развернуто, поскольку Грачев, как совершенно верно говорится в фильме, пришел к выводу о срочной разработке принципиально новых полноприводных военных автомобилей.

4. Легковые автомобили с колесной формулой 4х4 серии ГАЗ-61 стали действительно большой удачей В. Грачева и высшим достижением советского автомобилестроения того времени. Но надо отметить, что и тогда основой послужил иностранный аналог - американская полноприводная штабная машина Ford-Marmon-Herrington LD2 с открытым кузовом, которая была закуплена в США по просьбе Грачева и поступила на ГАЗ в апреле 1938 г., хотя "американца" после выявленных конструкторских недостатков полностью решили не копировать, а взять только наиболее важные конструктивные идеи. Особую ценность для советских инженеров представлял передний ведущий и управляемый мост с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей конструкции Альфреда Рцеппы. Показанный в серии полноприводный кабриолет назывался ГАЗ-61-40 и он действительно показал невиданные вездеходные качества, даже поднимаясь по крутой лестнице Волжского откоса у горьковского Кремля и лестнице культбазы Горьковского автозавода (что показано в серии). Правда, брод глубиной до 1 м, как говорится в серии, ГАЗ-61-40 не преодолевал - даже при попытке преодолеть 0,72-м брод вода заливала свечи, а при снятом ремне вентилятора удавалось преодолеть 0,8-м брод.

5. О крупносерийном производстве ГАЗ-61-40 не приходилось говорить не из-за трудоемкой конструкции (как раз производство предполагалось развернуть в конце 1940 г.), а из-за того, что нехватка открытых кузовов (от заднеприводного кабриолета ГАЗ-11-40) сорвала планы по серийному производству ГАЗ-61-40 (было собрано всего 5 экземплояров). Планы были пересмотрены в пользу полноприводного седана ГАЗ-61-73 с закрытым кузовом от "эмки", на который первоначально никакой ставки и не делалось. ГАЗ-61-73 начали мелкосерийно выпускать уже после начала войны, с 12 июля 1941 г., и до конца года собрали 181 экземпляр. Этот закрытый вездеход обладал хорошей выносливостью, неприхотливостью и проходимостью, за что очень ценился советскими военачальниками.

6. В серии при рассказе о довоенных ГАЗ-61 показывается фотография более поздней модели - легкого артиллерийского тягача ГАЗ-61-417 с упрощенным цельнометаллическим кузовом, который был разработан в мае 1941 г. и которых осенью 1941 г. удалось собрать 36 штук (выпуск был остановлен из-за отсутствия стального листа).

7. При рассказе о конструировании первого отечественного многоцелевого командирского автомобиля ГАЗ-64 в серии показывают чертежи и фотографии более поздних моделей ГАЗ-64, тогда как первый вариант ГАЗ-64 (автомобиль-разведчик Р-1) был очень похож на американский Bantam. Кстати, в ГАЗ-64 использовались узлы и агрегаты не только от ГАЗ-61, но и от серийных грузовиков (ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА). Поскольку инженеры ГАЗа слепо следовали распоряжению Малышева, то вполне приемлемая колея ГАЗ-61 была заужена до первоначальных американских параметров (которые были уже к тому времени улучшены американскими инженерами), что помимо неустойчивости привело и к переделкам узлов ходовой части.

8. После того, как АР-НАТИ и ГАЗ-64 были показаны руководству страны в Кремле 22 апреля 1941 г. их отправили не на испытания на полигон под Москвой, а в пробег с 45-мм противотанковыми пушками на прицепе. Испытания на полигоне проходили позже, летом 1941 г.

9. Владимир Киреев не совсем верно говорит, что по надежности и по агрегатам АР-НАТИ и ГАЗ-64 были почти тождественны (упоминая среди различий только два карбюратора у АР-НАТИ). На АР-НАТИ использовался доработанный двигатель ГАЗ-М с модернизированной головкой блока, опытным прерывателем-распределителем, усиленной системой охлаждения и двумя параллельными карбюраторами МЛ-1 от КИМ-10 для экономичного режима и приготовления обогащенной рабочей смеси, соответственно. Поэтому АР-НАТИ обладал расширенным диапазоном мощности, имел высокие динамические и тяговые характеристики, надежно работал на пониженных скоростях. Также у АР-НАТИ были продольные удлиненные полуэллиптические рессоры с гидроамортизаторами двухстороннего действия и интересная новинка - особо прочная трапецеидальная рама с центральной Х-образной поперечиной. По сравнению с ГАЗ-64 АР-НАТИ был более мощный, вместительный, прочный и экономичный, имел повышенный клиренс и очень большой запас хода. Именно АР-НАТИ рекомендовали к производству на ГАЗе, но в условиях начавшейся войны оказалось проще и быстрее организовать производство более технологичного ГАЗ-64.

10. Первые ГАЗ-64 действительно собрали в августе 1941 г., только они не сходили с конвейера, а были ручной сборки. Мелкосерийное производство ГАЗ-64 началось только осенью 1941 г., до конца года выпустили 601 машину. В 1942 г. выпуск ГАЗ-64 был существенно снижен (за год сдали 67 машин) не только из-за необходимости наращивать выпуск шасси для нового бронеавтомобиля БА-64, но и из-за серьезных недостатков ГАЗ-64, которые стали еще более очевидны с началом массовых поставок по ленд-лизу более совершенных американских джипов.

11. Серийный выпуск модернизированного БА-64Б (который помимо расширенной колеи имел усиленную бронезащиту и повышенные ходовые качества по сравнению с БА-64) действительно задержался из-за массированных бомбежек Горьковского автозавода. Но производство БА-64 началось не осенью 1943 г. (планировалось с 1 сентября), а уже в августе, когда заводчане собрали первые 100 бронеавтомобилей. Всего за годы войны выпустили 3903 БА-64 и 4272 БА-64Б, всего 8175 экземпляров.

12. Я думаю, что БА-64 оказался не самой легкой, малогабаритной и высокомобильной бронемашиной Второй мировой войны, а одной из самых легких и малогабаритных машин. Например, английский полноприводный Daimler Scout Car был на 600 кг тяжелее, но на полметра короче и обладал на 8 км/ч большей скоростью.

13. До конца войны собрали 4851 легковой вездеход ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б (выпуск последних, оснащенных новыми карбюратором, бензиновым фильтром, распределителем зажигания, усиленным передним мостом с новыми подшипниками поворотных цапф и т.д., начался в конце 1944 г. после длительных испытаний и доводок).

14. Владимир Киреев не совсем прав, говоря, что по большинству параметров отечественный ГАЗ-67Б превосходил американские "виллисы". Советские легковые вездеходы действительно имели несколько лучшую проходимость и тягу на крюке (за счет устойчивой работе двигателя на малых оборотах и расширенной на ГАЗ-67 колее), а также были непритязательны в эксплуатации. Но газовские "джипы" были чуть менее мощными, тяжелее примерно на 200 кг, менее скоростными и расходовали на 3-5 л больше топлива, чем американские аналоги, кроме того, на ГАЗ-67 были ненадежные тормоза и из-за условий военного времени они собирались из низкокачественных материалов. Наиболее корректно говорить, что ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б только приближались по основным параметрам к американским вездеходам. Не случайно ленд-лизовские "Виллис-МВ" и "Форд GPW" (коих поставили в СССР около 40000, то есть в 8 раз больше, чем произвели вездеходов на ГАЗе) пользовались любовью советских офицеров, да и прозвище у ГАЗ-67 было не только "Иван-Виллис", но и ХБВ ("Хочу Быть Виллисом" :rolleyes: ).
0

#49 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 06 Январь 2012 - 18:30

Уф, пришлось набрать текст про ГАЗ-67 заново.....
0

#50 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 06 Январь 2012 - 21:11

Если когда-нибудь будет продолжение сериала "Оружие победы", то по вооружению сухопутных войск очень не хватает следующих серий, особенно обделили вниманием артиллерию. Ведь почти все нужные кадры уже есть в соответствующих сериалах по стрелковому оружию, артиллерии, танкам и военным автомобилям!

"Самозарядные и автоматические винтовки (СВТ и АВС)"
"Станковый пулемет Горюнова (СГ-43)"
"Крупнокалиберный пулемет ДШК"

"76-мм полковые пушки обр. 1927 г. и 1943 г."
"122-мм гаубица М-30"
"Корпусная артиллерия" - про 122-мм пушку А-19, 152-мм гаубицу Д-1, 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20.
"Орудия особой мощности" - про 152-мм пушку Бр-2, 203-мм гаубицу Б-4, 210-мм пушку Бр-17 и 152-305-мм пушки на железнодорожных транспортерах.

"Легкие танки Т-26 и БТ"
"Легкие танки Т-40, Т-60 и Т-70"
"Средние самоходные установки" - про СУ-122, СУ-85 и СУ-100.
"Бронеавтомобили" - про БА-20, БА-64 и БА-10

"Грузовой автомобиль ГАЗ-АА"
"Артиллерийские тягачи" - про "Комсомолец", "Коминтерн" и "Ворошиловец"

"Инженерные мины" - про противопехотные, противотанковые и диверсионные мины
"Зажигательные средства" - про зажигательные бутылки, огнеметы (РОКС-3, ФОГ-2), ампулометы

Так что еще штук 15 серий можно сделать точно ;)
0

#51 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 09 Январь 2012 - 00:10

Серия об отечественных минометах смонтирована очень хорошо, особенно порадовало, что рассказано обо всех основных типах отечественных минометов, применявшихся в годы войны, и представлены их тактико-технические характеристики (то есть матчасть в этой серии показана куда лучше, чем в сериях о зенитных орудиях и гранатах). Есть только несколько дополнений.

1. В серии не корректно говорится, что Н.Н. Воронов в 1943 г. стал начальником артиллерии Красной Армии. В 1943 г. Воронову просто присвоили звание маршал артиллерии, а начальником артиллерии РККА он был еще с 1937 г. (по 1940 г., когда эта должность была отменена и вместо нее введена должность первого заместителя начальника Главного артиллерийского управления по боевой подготовке, в 1941 г. должность начальника артиллерии РККА была восстановлена и Воронов вновь занял ее).

2. Помимо изменения угла наклона ствола и дистанционного крана (применялся на 50-мм ротных минометах, поскольку у них было только два фиксированных угла возвышения ствола, 45 и 75 градусов), дальность стрельбы из батальонных и полковых минометов регулировалась также и дополнительными зарядами, которые укреплялись между перьями стабилизатора или надевались на трубку стабилизатора мины.

3. Для стрельбы из минометов в годы войны действительно использовались в основном осколочные и дымовые мины. Но применялись также 82-мм и 120-мм фугасные и 120-мм зажигательные мины, а также 82-мм агитационные (заполняемые листовками) и осветительные парашютные мины. На вооружении РККА стояли также 120-мм химические мины с отравляющими веществами двух типов, но от их применения благоразумно отказались.

4. В серии ничего не сказали о конструкторах отечественного минометного вооружения Б.И. Шавырине и В.Н. Шамарине.

5. Помимо 50-мм ротного миномета обр. 1940 г. широко применялись ротные минометы обр. 1938 г. (сконструирован в КБ Б.И. Шавырина) и обр. 1941 г. (сконструирован в КБ В.Н. Шамарина).
50-мм ротный миномет обр. 1940 г., о котором рассказывается в серии, представлял собой модернизацию ротного миномета обр. 1938 г., направленную на уменьшение минимальной дальности стрельбы, снижение веса и габаритов, упрощение устройства дистанционного крана и крепления прицела, повышение технологичности в производстве, улучшение конструкции опорной плиты и двуноги-лафета. Это был основной миномет в РККА к началу войны, в стрелковой роте было 3 таких миномета, но в ходе войны значение 50-мм минометов снизилось из-за их малой дальности и эффективности, и в 1943 г. 50-мм ротные минометы были сняты с производства и вооружения в пользу 82-мм батальонных минометов. Также легкие ротные минометы широко применялись воздушно-десантными войсками и партизанами. Ротный миномет обр. 1941 г. был сконструирован на основе немецкого 5-см миномета Gr.W. 36, хотя немецкий миномет особых преимуществ перед советскими и не имел, а его дальность стрельбы была ниже, зато он был компактнее, поскольку выполнялся по "глухой схеме", то есть когда все механизмы размещались на опорной плите и двуноги не было.

6. Помимо 82-мм батальонного миномета обр. 1943 г. широко применялись батальонные минометы обр. 1936 г. (сконструирован в группе Н.А. Доровлева по образцу захваченных в боях на КВЖД в 1929 г. у китайцев 81,4-мм французских минометов системы Стокса-Брандта), обр. 1937 г. (с улучшенной конструкцией опорной плиты, подъемного механизма и амортизатора, иным креплением прицела, меньшей массой - модернизация проведена в КБ Б.И. Шавырина и именно этот миномет составлял основу минометного вооружения РККА в годы войны, состоя на вооружении минометных рот стрелковых батальонов) и обр. 1941 г. (разработан в КБ В.Н. Шамарина - имел улучшенные технологические характеристики, так, на его производство уходило 86 станко-часов по сравнению с 182 станко-часами для изготовления миномета обр. 1937 г., однако кучность при стрельбе у миномета обр. 1941 г. была хуже). 82-мм батальонный миномет обр. 1943 г. представлял собой модернизацию миномета обр. 1941 г., осуществленную на ЗИСе главным конструктором Б. Фиттерманом и направленную на изменение двуноги-лафета и колес (не снимающихся при стрельбе) для улучшения устойчивости при стрельбе.

Кстати, именно Доровлев предложил в начале 1930-х годов увеличить калибр конструируемого отечественного батальонного миномета с 81,4-мм до 82-мм, чтобы можно было использовать иностранные мины, а наши мины к иностранным минометам не подходили бы - впоследствии это правильное решение позволило использовать 81-мм трофейные немецкие (Wgr 34) и ленд-лизовские американские (M.3) мины для наших 82-мм батальонных минометов в годы войны.

В серии показывают переноску миномета солдатами. Обычно ротные и батальонные минометы переносились в заплечных людских вьюках – например, 82-мм батальонный миномет 1943 г. переносился тремя солдатами (19,5-кг вьюк со стволом, 23-кг вьюк с двуногой и колесами и 19-кг вьюк с опорной плитой). Транспортировка миномета на большие расстояния осуществлялась с использованием минометных повозок, конских вьюков или в кузове грузовиков.

7. 107-мм горно-вьючные полковые минометы обр. 1938 г. поступали на вооружение дивизионной артиллерии горнострелковых и горнокавалерийских дивизий (18 минометов в минометном дивизионе), в 1942 г. были созданы 4 полка горно-вьючных минометов для Закавказского и Забайкальского полков, в 1944 г. сформировали 10 горно-минометных полков РГК для действий в Карпатах. Интересно, что впервые 107-мм горно-вьючные минометы были применены в боях летом 1941 г., когда советские горнострелковые дивизии вынужденно вели бои на равнинной местности в Украине и Белорусии, и были почти полностью уничтожены, потеряв все тяжелое вооружение.

8. Помимо 120-мм полкового миномета обр. 1943 г. широко использовались полковые минометы обр. 1938 г. (в серии показано, как из полковых минометов стреляют с помощью шнура и стреляющего механизма для обеспечения безопасности расчета, хотя из них можно было стрелять и самонаколом капсюля как из более легких минометов) и обр. 1941 г. (упрощенной конструкции Б. Шавырина для обеспечения массового производства в условиях военного времени, такой миномет, кроме того, не комплектовался колесным ходом и передком). Полковой миномет обр. 1943 г. имел упрощенный стреляющий механизм и предохранитель от двойного заряжания (о котором говорится в серии), поскольку высокий темп стрельбы иногда приводил к двойному заряжанию и неминуемой гибели всего расчета от взрыва собственной мины - причем это поначалу списывали на прямое попадание вражеского снаряда, пока чудом оставшийся в живых командир одного из расчетов не рассказал о проблеме; колесный ход с передком на полковом миномете обр. 1943 г. появился снова.
Помимо минометных батарей в стрелковых полках, полковые минометы к концу войны стояли на вооружении минометных полков (придававшихся стрелковым и кавалерийским корпусам) и минометных бригад, входивщих в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК.

9. 160-мм дивизионный миномет обр. 1943 г. (МТ-13) был разработан Г.Д. Ширениным и И.Г. Теверовским, предназначался для разрушения прочных полевых укреплений и борьбы с вражескими минометными батареями. Успешно использовался и в городских боях на завершающем этапе войны. Им вооружались тяжелые минометные бригады артиллерийских дивизий прорыва РВГК (в каждой бригаде было три трехбатарейных дивизиона). Буксировался грузовым автомобилем.
0

#52 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 11 Январь 2012 - 19:58

По грузовому автомобилю ЗиС-5. Серия получилось вполне полноценной. Но есть немного мелких недочетов, причем некоторые из них кочуют по многим отечественным публикациям достаточно давно, а оттуда попали и в серию.


1. Грузовой автомобиль АМО-2 собирали на АМО в 1930-31 гг. еще в процессе реконструкции завода, а не после неё. Распространенная ошибка (имеющая в основе, по всей видимости, опечатку в каком-то отечественном издании, откуда она перекочевала впоследствии по другим книгам) называть американский прототип АМО-2 как Autocar 5A, что делается и в серии. Это неправильно. В названии должно быть не "5", а "S" - американский грузовик назывался Autocar SA и аббревиатура SA означает South America, в страны которой и поставлялись сборочные комплекты этих грузовиков. Далеко не самый лучший грузовик Autocar SA был выбран в 1928 г. советской делегацией в качестве прототипа для нового отечественного грузовика как простой и надежный автомобиль, причем поскольку он собирался из узлов производства различных американских фирм, то отечественная промышленность получала сразу весь набор типовых американских автомобильных агрегатов.

2. Мощность двигателя ЗиС-5 по сравнению с АМО-3 возросла не с 66 л/с до 73 л/с, а с 60 л/с до 73 л/с. .

3. На длиннобазном шасси ЗиС-12 (а также на аналогичном ЗиС-14) монтировали не 20-мм зенитные пушки (такого калибра зенитки советская промышленность вообще не выпускала!), а 25-мм зенитные автоматические пушки обр. 1940 г. В серии как раз показаны спаренные 25-мм зенитные установки 94КМ обр. 1944 г. на длиннобазном шасси ЗиС-14 со специальной низкобортной грузовой платформой пониженного расположения.

4. На базе ЗиС-5 действительно изготавливали большое разнообразие специальных армейских автомобилей - автомобили для перевозки радиостанций и РЛС, прожекторные и звукоулавливающие станции, зенитные пушечные и пулеметные установки, авторемонтные мастерские, бензо- и водомаслозаправщики, компрессорные станции, переправочно-мостовые парки, лесопилки, автомобильные электростанции, водоочистительные установки, буровые установки, автодегазаторы, кинопередвижки, походные типографии, санитарные и штабные автомобили, пожарные машины и т.д.

5. К началу войны ЗиС-5 составляли все-таки меньше половины автопарка РККА, но их доля была действительно велика - 104200 ЗиС-5 (включая всего 13500 специальных автомобилей на базе ЗиС-5). Самым распространенным в РККА грузовиком был ГАЗ-АА, их насчитывалось 151100 штук.

6. Владимир Киреев называет величину рабочего объема двигателя ЗиС-5 как 5555 куб. см. Это тоже широко распространенная в отечественной литературе небольшая ошибка, возникшая в свое время, наверное, из-за неточных переводов дюймов в миллиметры - точный же объем двигателя ЗиС-5 равен 5560 куб. см.

7. Название ЗиС-5В ("военный"), строго говоря, надо считать условным, поскольку оно не было официальным, но неофициально начало применяться в литературе еще в годы войны. Официально же ЗиС-5 производства военных лет никак и никогда специально не обозначался, а по документам проходил просто как ЗиС-5 военного образца. В общей сложности за годы войны на Московском, Ульяновском и Уральском заводах изготовили 102000 ЗиС-5, а за 1934-1948 гг. только ЗиС выпустил 532311 этих грузовиков.
0

#53 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 15 Январь 2012 - 02:50

Серия про бронепоезда получилась весьма неплохо в плане изложения материала, хотя бронепоезда – это достаточно сложная и относительно малоисследованная тема для изложения, особенно, для 10-мин фильма. Самая большая проблема для такого фильма – показывать кадры именно с тем бронепоездом, о котором идет речь, а не какой-нибудь другой советский бронепоезд.

1. Бронепоезд «Железняков» (бронепоезд № 5), изготовленный на Севастопольском морском заводе и включавший в себя бронеплощадку с двумя 76-мм пушками Лендера, бронеплощадку с двумя 76-мм универсальными пушками 34К, бронеплощадку с дальномером ДМ-1,5 и одним орудием 34К (+ два бортовых «Максима» и два ДШК на морских тумбовых установках) и бронепаровоз Ов с трехосным тендером, был действительно легендарным бронепоездом Севастопольского оборонительного района. Под командованием капитана-лейтенанта С. Харченко он действовал восемь месяцев в условиях тяжелой блокады Севастополя и периодически разрушаемых немцами железнодорожных путей небольшой протяженности. «Железняков» совершил более 140 боевых выездов. 26 июня 1942 г. немецкие бомбардировщики смогли обрушить своды Троицкого тоннеля, где укрывался «Железняков», уничтожив две бронеплощадки. Оставшиеся бронепаровоз и последняя бронеплощадка еще трижды выезжали для ведения огня по противнику, пока после очередной бомбежки 27 июня их тоже не завалило в тоннеле. В августе 1942 г. немцы смогли расчистить тоннель и восстановили засыпанные бронеплощадки, сформировав бронепоезд “Oigen” со 105-мм гаубицами; его взорвали в мае 1944 г. при отступлении. Замечание тут одно – кадр (01:20) cо спаренными орудиями достаточно большого калибра, по всей видимости, к «Железнякову» не имеет отношения.

2. В годы Гражданской войны большая часть бронепоездов была построена не на паровозных заводах (то есть крупных предприятиях), а в железнодорожных депо и на небольших машиностроительных заводах. Как раз такие бронепоезда и были по-своему уникальными (часто они были примитивной конструкции и их создавали иногда даже без чертежей), поскольку крупные машиностроительные предприятия в то время строили бронепоезда по нескольким проектам партиями от 5 до 20 штук.

3. В годы Гражданской войны действительно использовались бронепоезда трех типов и их можно назвать легкими, средними и тяжелыми (только Александр Манжосов неверно называет тяжелые бронепоезда ударными, поскольку ударными были как раз легкие бронепоезда) – официальная же классификация бронепоездов Красной Армии в годы Гражданской войны была следующей: тип А – полевые ударные бронепоезда для ближнего боя, вооруженные несколькими 76,2-мм орудиями и 15-20 пулеметами; тип Б - бронепоезда огневой поддержки ударных бронепоездов, вооруженные двумя 107-мм пушками и 10-12 пулеметами и тип В – бронепоезда особого назначения с одним-двумя 120-203-мм орудиями и 5-8 пулеметами для подавления тыловых объектов противника. К 1924 г. стали официально делить бронепоезда на легкие и тяжелые, эта классификация сохранилась и в годы Великой Отечественной.

4. Кстати, в серии (время 04:16) при рассказе об уменьшившейся роли бронепоездов после Гражданской войны показывают кадр с тяжелым бронепоездом №52 6-го отдельного дивизиона бронепоездов (бронепоезд имел бронеплощадки производства военсклада № 60 выпуска 1931-32 гг.), но это фото сделано немцами в июле 1941 г., после того, как бронепоезд был разбит немецкой авиацией 30 июля 1941 г., из люка выглядывает улыбающийся немецкий пехотинец! То есть показываемое фото сильно не соотносится с рассказом по времени. Кстати, бронепоезд № 52 сражался геройски, сдерживая немецкие войска с 29 июня по 17 июля практически без пехотной поддержки, а после действуя на линии Рабкор-Заполье, будучи отрезанным со стороны Бобруйска.

5. После расформирования в 1924 г. Управления броневых сил РККА и передачи бронепоездов в Главное артиллерийское управление началось существенное сокращение их количества (со 123 в 1922 г. до 34 в 1928 г.), сокращаемые бронепоезда выводились в резерв, к середине 1926 г. большую часть бронепоездной матчасти сосредоточили на территории Радицкого вагоностроительного завода около Брянска, где создали мастерские и бронебазу.

6. В серии упомянуты легкие бронепоезда типа БП-35. На вооружении РККА и НКВД к 1941 г. состояли легкие бронепоезда типа БП-35, которые оснащались 2 легкими бронеплощадками типа ПЛ-35 ("площадка легкая обр. 1935 г.") с двумя 76,2-мм пушками обр. 1902/30 гг. и четырьмя пулеметами в бортовых установках (бронеплощадки производства 1935-36 гг.) или в шаровых установках (бронеплощадки производства 1936-38 гг). Бронепаровозы имели обозначение ПР-35. В начале 1938 г. началось изготовление улучшенных легких бронеплощадок ПЛ-37 с увеличенной до 20-мм толщиной брони и двумя 76,2-мм пушками обр. 1902/30 гг. на модернизированных тумбовых установках (показывается в серии в 04:25 при рассказе о легких бронепоездах типа БП-35, что в принципе допустимо, но лучше в данном месте показать более ранние бронеплощадки ПЛ-35, поскольку в этом месте говорится пока только о разработке новых легких бронепоездов). Всего к началу войны в РККА имелось 14 легких бронеплощадок постройки 1930-1932 гг. (типа военсклада №60 и модернизированные завода "Красное Сормово"), 38 легких бронеплощадок типа ПЛ-35 и 21 легкая бронеплощадка типа ПЛ-37.

В серии говорится, что к началу войны в СССР было 78 бронепоездов (53 в РККА и 25 в НКВД). По архивным данным в РККА в июне 1941 г. бронепоездов было чуть меньше - 49 штук, включая 2 бывших латышских (они, кстати, официально были не армейскими, поскольку входили в 10-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион Балтийского флота).

7. В серии не упомянули тяжелые бронеплощадки (называемые с 1935 г. тип ПТ-35) со 107-мм орудием обр. 1910 г. и пятью пулеметами в шаровых установках, которых в 1930-1934 гг. изготовили 26 штук (16 в мастерских склада № 60 и 10 на заводе «Красный Профинтерн») для тяжелых бронепоездов.

Не упомянули и бронированные зенитные платформы СПУ-БП со счетверенной зенитной пулеметной установкой для оснащения бронепоездов (к началу войны завод "Красный Профинтерн" изготовил 28 таких платформ ПВО). Кстати, к началу войны был сформирован и зенитный бронепоезд, оснащенный бронеплощадками со счетверенными пулеметными установками и 76-мм зенитками обр. 1931 г. (всего изготовлено 10 таких бронеплощадок), а также бронеплощадкой для наблюдения и управления огнем. Этот зенитный бронепоезд был разбит во время боев на Березине 13 июля 1941 г.

Также в серии, к сожалению, ничего не было сказано о довоенных бронедрезинах (в 1936-37 гг. выпустили 4 дрезины-транспортера ДТР и 4 тяжелые бронедрезины БДТ, а также выпускали железнодорожные варианты серийных бронеавтомобилей, придававшиеся бронепоездам в качестве бронедрезин) и мотоброневагонах (Д-2 и МБВ). Например, 5-й отдельный батальон бронедрезин активно участвовал в боях в Маньчжурии в 1945 г. Серийно выпускавшиеся мотоброневагоны Д-2 конструкции Дыренкова использовались войсками НКВД по охране железнодорожных сооружений. Мотоброневагон МБВ № 1 участвовал в боях на Северо-Западном фронте, а затем на Сталинградском фронте в 1942 г., а в 1943-44 гг. – на Южном фронте и 4-м Украинском фронте, в 1945 г. закончил войну в составе 59-го отдельного дивизиона бронепоездов 1-го Белорусского фронта. Пятиосный мотоброневагон МБВ № 2 (с 1965 г. экспонирующийся в музее БТТ в Кубинке), вооруженный тремя 76,2-мм орудиями и пулеметами ДТ в башнях от танка Т-28, четырьмя бортовыми пулеметами «Максим» и выдвижной счетверенной зенитной пулеметной установкой, активно применялся на во время советско-финской войны и на Ленинградском фронте в 1941-1944 г.г. (особенно интенсивно – в составе 71-го отдельного дивизиона бронепоездов в 1942 г.).

8. Дополнительная информация про упомянутый в серии бой бронепоезда № 27 под Ростовом. Этот легкий бронепоезд из 7-го отдельного дивизиона бронепоездов поддерживал огнем 31-ю стрелковую дивизию у станции Бессереновка в районе Таганрога 17 октября 1941 г. Бронепоезд вел бой с 26 вражескими танками, атаковавшими станцию. Сперва бепо № 27 подбил 4 танка, курсируя на высокой скорости, но, получив пробоину в тормозной системе паровоза, остановился. С места было подбито еще 4 немецких танка, но и вражеским огнем было разбито три орудия бронепоезда, а четвертое повреждено. Командир вывел команду из вагонов и укрыл во рву, но расчет второго орудия остался в башне и починил пушку, уничтожив еще 8 танков противника. Подошедшая немецкая пехота также была отогнана огнем уцелевшего орудия, но вскоре новое попадание вражеского снаряда окончательно сломало последнее орудие бепо № 27. Подошедший тяжелый бепо № 22 из того же дивизиона не смог вытянуть бепо № 27 из-за разного типа сцепных устройств и отошел. Личный состав бепо № 27 не погиб, а был выведен – весь 7-й дивизион потерял в том бою только 7 человек убитыми и 7 ранеными.

9. Время 05:54 – это отдельный бронепоезд № 19 «Щорс» типа НКПС-42, разбитый в бою с немецкими танками 23 августа 1942 г. у станции Моздок на Закавказском фронте. Вообще надо отметить, что бронепоезда действительно активно применялись в летне-осеннюю компанию 1941 г., но пик их боевой активности на фронтах пришелся как раз на 1942 г.. Потери в начальный период войны были существенны - 21 бронепоезд в 1941 г. и 42 бронепоезда в 1942 г.

10. В годы войны было построено 175 бронепоездов (причем до войны их строил только паровозостроительный завод комбината "Красный Профинтерн" в г. Брянск, а в годы войны более 50 депо и заводов НКПС). Помимо планового изготовления, бронепоезда часто весьма оригинальной конструкции строились также в инициативном порядке на предприятиях и силами войсковых частей в Киеве, Одессе, Таллине, Ленинграде, Воронеже, в Крыму, на Кавказе и других местах.

11. Бронепоезда типа БП-35 помимо малой толщины брони и слабого зенитного вооружения имели и такой недостаток, как наличие четырехосных бронеплощадок типа ПЛ-35 или ПЛ-37 - при сходе с рельс такие бронеплощадки было часто невозможно поставить обратно на рельсы, а при уничтожении одной из них бронепоезд сразу терял половину вооружения. Поэтому в 1942 г. было налажено производство бронепоездов типа БП-42 (но правильнее называть эти бронепоезда как бронепоезда типа ОБ-3), которые имели двухосные однобашенные бронеплощадки типа ОБ-3 ("облегченная бронеплощадка, третий вариант") с одним 76-мм орудием (использовались танковые пушки КТ-28 и Л-10, зенитки Лендера обр. 1914 г., полевые пушки обр. 1902/30 гг и т.д.). Александр Манжосов правильно говорит, что в составе бронепоездов типа БП-42 (ОБ-3) было по четыре таких однобашенных бронеплощадки, но по поводу четырех зенитных площадок он ошибается - и по изначальному проекту, и по штату, и в реальности у большинства построенных бронепоездов была только одна площадка ПВО. Бронеплощадки ПВО (типа "Стальмост" и ПВО-4) с 25-37-мм автоматическими зенитными пушками были в большом дефиците (за годы войны выпущено 107 штук), их не хватало даже по одной на все бронепоезда, из-за чего многие экипажи изготавливали зенитные бронеплощадки своими силами из подручных материалов или ставили разнообразное зенитное вооружение (вплоть до снятых с самолетов пушек ШВАК и пулеметов УБ) на контрольные платформы. Всего в 1941-1944 гг. построили около 60 бронепоездов типа ОБ-3, иногда достаточно сильно различающихся между собой, поскольку их изготовление зависело от наличия бронелистов и вооружения на конкретном предприятии. Надо отметить, что в силу того, что инженеры НКПС не имели опыта проектирования бронепоездов, и времени у них было мало, конструкция ОБ-3 получилась далекой от совершенства - да, бронирование улучшилось (причем не только благодаря наклону бронелистов, но и примененному двухслойному бронированию), но вот уменьшение высоты бронеплощадок (для снижения веса и габаритов), что подается в серии как достоинство, затрудняло работу боевых расчетов. Всего в 1941-1942 гг. построили около 60 бронепоездов типа ОБ-3.

В начале войны помимо бронепоездов типа ОБ-3 (БП-42) строились также бронепоезда типа НКПС-42 с четырехосными двухбашенными бронеплощадками, их изготовили не менее 15. Это известный тип бронепоездов времен войны, но о нем тоже ничего не говорится в серии.

Бронепоезда "Козьма Минин" и "Илья Муромец", построенные в депо станций Горький и Муром, соответственно, имели по две четырехосные легкие бронеплощадки типа ПЛ-42, которые отличались термически обработанными бронеплитами большой толщины (45 мм) и установкой вооружения в двух башнях от танка Т-34, и по две площадки ПВО (с реактивной установкой М-8-24 и зенитными пушками по краям). В 1942 г. рембаза № 6 изготовила еще два аналогичных бронепоезда, несколько улучшив их конструкцию.

12. Бронепоезда типа БП-43 стали изготавливать не в начале 1943 г., а в 1942 г. (в течение которого было выпущено всего два таких бронепоезда, поскольку производственный план был сорван из-за поздней рассылки чертежей). Но в 1943 г. произвели большую часть таких бронепоездов - еще 18 штук. Формально их производство к концу 1943 г. было действительно прекращено, но в марте 1944 г. Ташкентский вагоноремонтный завод изготовил еще один такой бронепоезд сверх плана. Бронепоезда БП-43 никогда не считались тяжелыми, как говорится в серии, эти бронепоезда проектировались как легкие и оснащались четырьмя новыми двухосными легкими бронеплощадками типа ПЛ-43 с башней от танка Т-34 [от КВ башни использовались очень редко], бронепаровозом типа ПР-43 и одной зенитной площадкой типа ПВО-4.

13. Бронепоезд «Илья Муромец» (бронепоезд № 702 31-го особого дивизиона бронепоездов) принимал активное участие в боевых действиях на Брянском и 1-м Белорусском фронтах в 1942-1945 гг., но, скорее всего, он не уничтожал немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер» в 1943 г. Во-первых, в 1943 г. немцы по их данным не потеряли ни одного бронепоезда, во-вторых, в немецкой армии не было бронепоезда с таким названием, а в-третьих, в советских мемуарных источниках указывается, что «Илья Муромец» уничтожил огнем своих орудий и «катюши» мощный вражеский бронепоезд «Адольф Гитлер» 4 июня 1944 г. (поэтому, откуда вы вообще в серии взяли год 1943?!) под Ковелем. Это известная советская пропагандистская история, которая описывает трехдневную охоту советского бронепоезда за немецким бронепоездом, умело маскирующемся и обстреливающем наши позиции точно по расписанию. «Илья Муромец» действительно активно применялся в боях под Ковелем в июне 1944 г., но, согласно, известной книге по немецким бронепоездам историка Вольфганга Саводны под Ковелем в 1944 г. (в марте!) были тяжело повреждены артиллерией и авиацией Panzerzug No. 27 и Panzerzug No. 10, причем они были эвакуированы немцами, но не восстанавливались и были вскоре списаны, ни о каком бое с советским бронепоездом немецкие источники, славящиеся своей педантичностью, ни слова не упоминают. Фотография, приведенная в серии, кстати, просто пропагандистская тех лет (в советских источниках она действительно приводится как бронепоезд «Адольф Гитлер», уничтоженный в бою с «Ильей Муромцем») и хорошо отретушированная – таких дурацких кривых и огромных свастик немцы на свои бронепоезда никогда не наносили (там были прямые кресты с белой окантовкой, как на бронетехнике), да и снег на фотографии хорошо виден, какой же это июнь…. Известный отечественный военный историк Максим Коломиец в своих очень хороших книгах "Бронепоезда Великой Отечественной" и "Бронепоезда в бою 1941-1945" (Яуза-Эксмо, 2010) ни о каком уничтоженном "Ильей Муромцем" вражеском бронепоезде тоже не упоминает. В феврале 1943 г. "Илья Муромец" и "Козьма Минин" в боях под Мценском уничтожили 11 огневых точек, минометную батарею, две артиллерийские батареи и два эшелона. Это единственное достоверное упоминание о том, что "Илья Муромец" мог уничтожить железнодорожный состав (но не бронепоезд).

14. Ширина западноевропейской ж.-д. колеи - 1435 мм, ширина колеи в СССР - 1524 мм. Разница - 89 мм. Откуда в серии взяли величину разницы колеи 37 мм и если это ошибка, то почему ее не заметил железнодорожный консультант?! Помимо такой меры, как перешивка железнодорожного полотна, на заводах НКПС проводилось введение броневого покрытия некоторых бронепаровозов в габарит, позволявших их использование на западноевропейских железных дорогах, для 73 бронепаровозов было введено ограничение скорости на западноевропейских станционных путях до 10-15 км/ч.

31-й отдельный дивизион бронепоездов (бронепоезда № 659 "Козьма Минин" и № 702 "Илья Муромец") действительно дошел до Франкфурта-на-Одере 27 марта 1945 г.. Но дивизион, вероятно, не собирался двигаться к Берлину (до которого, кстати, было не 50 км, а 107 км), поскольку ему было приказано заниматься охраной тыла фронта, что до Дня Победы оба бронепоезда и делали

15. Последний эпизод, связанный с применением советских бронепоездов во II мировой войне, связан вовсе не с июлем 1945 г. во время обеспечения визита Сталина на Потсдамскую конференцию, как говорится в серии, а с боевыми действиями против Японии в августе 1945 г., когда бронепоезда из десяти отдельных дивизионов и пять отдельных бронепоездов 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Забайкальского фронта вели огонь по японским войскам. Например, 9-й отдельный дивизион бронепоездов обстреливал крепость и город Хутоу, станцию Юэя и населенный пункт Сямукэ 9-18 августа 1945 г.

16. За годы войны в СССР было построено не 143, а 175 бронепоездов - 2 особых бепо по постановлению ГКО от 26.07.1941, 4 киевских, 7 одесских, 2 таллинских, 7 крымских, 7 ленинградских, 22 на предприятиях Юга России и Украины, 2 в прочих пунктах, 85 серийных типа ОБ-3 и НКПС-42 по директиве НКО от 29.10.1941, 2 для Азовской военной флотилии, 2 бронепоезда рембазы № 6, 12 кавказских, 21 типа БП-43. Кроме того, в годы войны изготовили 5 легких бронедрезин БД-41 на основе корпуса танка Т-40, 7 бронедрезин на шасси мотовоза Мз/2 и еще около десятка оригинальных бронедрезин.

Думаю, Олегу Никулину как редактору будет интересно почитать вышеизложенную информацию и оценить данную серию с ее учетом;)
0

#54 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 16 Январь 2012 - 14:24

Олег, так мне все-таки интересно получить ответ на пункт 14 в предыдущем письме? ;) Чтобы моя активность тут не превращалась в монолог ;)
0

#55 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 16 Январь 2012 - 14:29

Андрей, Ваша активность - отнюдь не монолог. Мы с большим интересом читаем Ваши замечания и предложения. Но дело в том, что я не железнодорожный специалист, а литературный редактор. :)
0

#56 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 16 Январь 2012 - 15:09

Спасибо за ответ, уважаемый Олег! По поводу монологов - это радует, поскольку иногда для проверки и вашей и моей информации требуется некоторое время в изучении литературы B) Кстати, а количество серий "Сделано в СССР" пока точно не известно?
0

#57 Пользователь офлайн   Oleg Иконка

  • Администратор
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 190
  • Регистрация: 22 Декабрь 09
  • ГородЖуковский

Отправлено 16 Январь 2012 - 15:27

Нет, точное кол-во серий не известно, так как проект продолжает пополняться новыми сериями.
0

#58 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 16 Январь 2012 - 15:38

Спасибо.
0

#59 Пользователь офлайн   Andrey Иконка

  • Лётчик 1-го класса
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 28 Август 10

Отправлено 17 Январь 2012 - 00:18

Серия про истребитель И-16 оставила хорошее впечатление - достаточно подробно для очень короткого фильма рассказали о боевом применении "ишачков" и воспоминания известного советского пилота и военачальника Долгушина (очень жаль, что Сергей Федорович умер в июне 2011 г.) тоже весьма интересные. Но с другой стороны - практически ничего не было рассказано о типах И-16, а ведь помимо наиболее боеспособных пушечно-пулеметных модификаций с 2 пулеметами ШКАС и 2 пушками ШВАК (тип 17, тип 27 и тип 28) во время войны широко применялись и пулеметные И-16, вооруженные только четырьмя пулеметами ШКАС (типы 10, 18, 24) или двумя ШКАС + 1 БС (тип 29), которых было выпущено почти в три раза больше.

Мелких примечаний несколько штук.

1. При рассказе о начале серийного производства И-16 в 1934 г. в кадре показывают И-16 тип 5 (производство которых началось в 1936 г.). Естественно, лучше в этом месте серии показать первую серийную модификацию - И-16 тип 4 с характерным цилиндрическим капотом NACA.

2. Первый воздушный бой с участием И-16 во время Гражданской войны в Испании произошел не 9 ноября 1936 г., а 13 ноября. 9 ноября бой произойти вообще никак не мог, поскольку первые доставленные морем 16 И-16 после сборки и облета прибыли на мадридский аэродром Алькала де Энарес 10 ноября. Да, республиканские летчики на И-16 действительно заявили о 4-х воздушных победах, но в реальности было сбито два He 51 - немецкий пилот Эберхардт столкнулся с И-16 Сергея Тархова, а второй Не 51 (пилот Хенрици) был сбит Сергеем Черныхом. Вообще этот первый бой над Мадридом был неудачным и для И-16, пилоты которых впервые участвовали в реальном бою и были в этом смысле неопытными - помимо потери И-16 Тархова при столкновении (Тархов выпрыгнул с парашютом, но наблюдавшие за этим республиканцы приняли его за франкиста и обстреляли из винтовок, а когда он раненым опустился на землю, еще сильно избили, не разобравшись, и Тархов скончался через несколько дней в Мадридском госпитале), He 51 смогли подбить и И-16 Владимира Бочарова (тот посадил поврежденный самолет на вражеском аэродроме по ошибке и был захвачен в плен, франкистские пилоты изрубили его саблями и на следующий день сбросили изуродованные останки в ящике над Мадридом). Так что первый воздушный бой окончился со счетом 2 : 2 и о безоговорочном преимуществе моноплана И-16 над бипланами говорить пока было рано.

3. Прозвище И-16, данное ему республиканцами и писавшееся как Moska, на самом деле означало "Москва", но впоследствии наиболее распространенным толкованием его на русский манер стала действительно "мошка", хотя по-испански это будет mosquito. Советские пилоты звали И-16 в это время "щуками", название "ишачок" прижилось немного позже.

4. Новейшие немецкие Мессершмитт Bf 109, с которыми И-16 начали встречаться в боях не весной, а с июля 1937 г. - первый такой бой случился 12 июля, когда Bf 109 пилота Г. Хенесса был сбит Петром Буртымом на И-16, не превосходили советские истребители по многим характеристикам, как говорится в серии, их характеристики были вполне сравнимыми - достаточно сопоставить табличные данные для И-16 тип 5 с двигателем М-25А мощностью 710 л/с и Bf 109B с двигателем Jumo 210 мощностью 680 л/с (у немца скорость была выше только на 18 км/ч, а потолок как раз не был выше, а был даже ниже на 800 м). Говорить о безусловном преимуществе Bf 109 можно только для заключительного этапа Гражданской войны в Испании, когда там появились Bf 109E. Всего в Испании республиканцы потеряли 187 И-16, из которых 112 было сбито в воздушных боях. И-16 зарекомендовал себя там действительно неплохо, но пилоты жаловались на слабое пулеметное вооружение, легкую возгораемость самолета при боевых повреждениях и ненадежные двигатели М-25, которые к тому же перегревались в жарком климате и забивались пылью при эксплуатации с песчаных аэродромов.

5. Что касается воздушных боев на Халхин-Голе в июне-сентябре 1939 г., то советским пилотам удалось в итоге переломить ситуацию в свою пользу, хотя потери И-16 были все равно весьма ощутимыми - 109 штук, из них 87 в боевых условиях. Японские истребители-монопланы с неубирающимся шасси Ki-27 показали такую же скорость, как И-16 с более мощным мотором, Ki-27 оказались даже более маневренными (время виража Ki-27 - 12 сек, а у И-16 - 16-17 сек), более устойчивыми в полете и имели преимущество в боях на высотах свыше 3000 м из-за большего потолка и скороподъемности, но И-16 лучше пикировали. Одно из самых массовых воздушных сражений состоялось 22 июня 1939 г. между 56 И-16 и 49 И-15бис с одной стороны и 18 Ki-27 с другой - мы потеряли 13 самолетов (в основном, И-15бис), а японцы - всего 7. Но в августе воздушные бои шли уже почти на равных, когда на фронт прибыли более опытные советские летчики - так, за август японцы потеряли уже 43 самолета, а мы - 54.

6. В войне с Финляндией И-16 (особенно пушечно-пулеметный тип 17) активно использовались и для атаки наземных объектов, в основном, железнодорожных составов и станций. Воздушные бои с финскими Фоккер D.21 и Бристоль "Бульдог" шли с переменным успехом, в целом И-16 в условиях сильных морозов проявили себя неплохо.

7. И-16 последних типов, стоявшие на вооружении, в том числе и 122-го иап, где служил Долгушин, были пушечно-пулеметными (то есть тип 27 и 28). Радиостанции же перед войной ставили на последние И-16 тип 29, которые были чисто пулеметными, правда, с одним крупнокалиберным БС.

8. Информация, рассказанная в этой серии Сергеем Федоровичем, что он в паре с товарищем сбил за день до начала войны немецкий Ju 87, мне кажется неожиданной - во-первых, поскольку советское командование очень боялось провокаций и даже тот же 122-й иап прямо накануне войны разоружили, демонтировав пушки со многих истребителей (по информации того же Долгушина в его интервью на сайте "Я помню"), странно, что кто-либо мог решиться отдать приказ на уничтожение "дружественного" Ju 87 до начала войны (когда схожий случай случился 18 июня, советского пилота Н. Белогуба приговорили к расстрелу за "провокацию к войне"); во-вторых, сам Долгушин в предыдущих интервью упоминал, что его первым сбитым самолетом был Ju 88 и это произошло уже после начала войны, 22 июня (кстати, первые победы Долгушина официально не зачли из-за того, что вроде как комиссар полка его недолюбливал); а в-третьих, первая потеря Ju 87 по немецким источникам датируется только 22 июня 1941 г. - Ju-87B1 из 2./StG77 был сбит у Кобрина.

9. Пилоты из состава 33-го иап (аэродром Пружаны под Брестом) действительно поднялись в воздух на И-16 в 3:30 утра 22 июня. Очень может быть, что это и была первая наша воздушная победа в войне, поскольку советские пилоты доложили тогда о шести сбитых самолетах противника.

Вообще многие пилоты И-16 в июне 1941 г. сражались отважно, некоторые шли на таран - так, лейтенант Мокляк из 67-го иап 22 июня на своем И-16 сбил до 4-х немецких самолетов, а пятый таранил и сам погиб. Первыми Героями Советского Союза летом 1941 г. тоже стали пилоты И-16 - летчики из 158-го иап Харитонов (27 июня), Здоровцев и Жуков (28 июня) каждый таранили немецкий бомбардировщик после израсходования боеприпасов и остались живы, совершив вынужденные посадки. Кстати, И-16 в воздухе обычно имели больше побед, чем потерь, причем это соотношение сохранилось и в 1942 г. Потери "ишаки" несли, в основном, на земле от бомбежек их аэродромов и во время штурмовок вражеских моторизованных колонн, хорошо прикрываемых подвижными средствами ПВО.

На И-16 воевало много асов - например, командир 69-го иап Л. Шестаков, сбивший на И-16 в боях над Одессой 3 немецких и румынских самолета лично и 8 в группе, и комэск 72-го смешанного авиаполка Северного флота Б. Сафонов, сбивший на И-16 14 немецких самолетов.

Надо было бы упомянуть в серии "Звено-СПБ" - тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с двумя подвешенными истребителями И-16, несущих по две 250-кг бомбы. Помимо многочисленных экспериментов в 1930-е гг. два таких ТБ-3 с И-16 из 32-го иап 62-й авиабригады Черноморского флота успешно атаковали портовые сооружения Констанцы 26 июля 1941 г., а 10 и 13 августа 1941 г. три "Звена-СПБ" рарушили стратегически важный и отлично охраняемый ПВО Чернаводский мост, который до этого не могли разрушить в бесплодных попытках бомбардировщики СБ и ДБ-3 - И-16 отцепились от своих ТБ-3 и на большой скорости с пикирования сбросили бомбы, добившись в итоге полного разрушения одной фермы моста. 17 августа 6 И-16, отцепившись со своих ТБ-3, разбомбили в Констанце плавучий док; 28 августа 4 таких И-16 уничтожили переправу на Днепре, а 8 сентября "Звено-СПБ" разрушило переправу в районе Борислава. Всего до октября 1941 г. воздушные авианосцы ТБ-3 и их И-16 выполнили более 30 боевых вылетов.

Интенсивное использование нашел И-16 и в частях ПВО - например, в июле 1941 г. Москву защищали 110 И-16, на одном из них совершил свой знаменитый ночной таран 7 августа 1941 г. летчик 177-го иап Талалихин, сбив He 111 над подмосковным Подольском. К лету 1942 г. большинство И-16 (342 машины) служили уже именно в частях ПВО, защищая Москву, Ленинград, Баку, Сталинград и Ростов-на-Дону. На фронте же количество И-16 в середине 1942 г. насчитывало около 240 штук, причем большая часть (около 100) находилась под Харьковом - они применялись как истребители, штурмовики и разведчики. К концу 1942 г. численность И-16 на фронтах заметно снизилась и их осталось лишь 75 боеспособных. На Восточном фронте небольшое количество И-16 использовалось до конца 1943 г. (42 боеспособных И-16 насчитывалось на фронте в июне 1943 г.), а некоторые части продолжали их использовать и в 1944 г. (ВВС Балтийского флота). В 1944 г. 549 последних И-16 (как фронтовых, так и учебных в тыловых частях) изъяли и списали как непригодные к дальнейшей эксплуатации.

Но на Дальнем Востоке И-16 стояли на вооружении до августа 1945 г., причем известны случаи их успешных боестолкновений с японскими торпедоносцами и истребителями в 1943-44 гг., а также принуждения к посадке американских бомбардировщиков B-25 и B-24 в 1944-45 гг., залетавших на нашу территорию по ошибке. 12 июня 1944 г. И-16 из 888-го иап недалеко от побережья Камчатки отбили от японских истребителей американский патрульный самолет Lockheed Ventura. Но в августе 1945 г. И-16 уже не применялись в боевых действиях с Японией, поскольку туда были переброшены современные истребители Як и Ла.

10. 13-й истребительный авиационный полк относился к авиации Балтийского флота (Балтфлот вообще использовал свои И-16 очень долго и весьма результативно). Его пилоты хорошо дрались летом 1941 г. над Таллином и полуостровом Ханко, а затем в течение двух лет прикрывали "Дорогу жизни" под Ленинградом, базируясь на аэродромах Выстав и Новая Ладога. Причем командир полка (переименованного в марте 1942 г. в 4-й Гвардейский иап) капитан Голубев на своем И-16 сбил даже два Фокке-Вульфа Fw 190 - это произошло 10 и 15 января 1943 г.

Такие случаи происходили и позже - так, майор Кудымов из 13-й отдельной истребительной авиаэскадрильи Балтийского флота сбил на своем И-16 23 февраля 1944 г. в воздушном бою немецкого аса на Fw 190, так что опытный пилот на "ишаке" мог успешно драться и в 1944 г.

P.S. Я бы включил в эту серию еще истребитель И-153 "Чайка", тем более, что и карьеры у этих истребителей достаточно похожие, и "Чайки" тоже очень активно использовались в первый период войны. Назвал бы тогда серию как "Истребители Поликарпова".
0

#60 Пользователь офлайн   TOXA Иконка

  • Лётчик-курсант
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 30 Июнь 11

Отправлено 26 Январь 2012 - 06:10

Вас перевели на английский http://www.youtube.c...ayer_embedded#!
0

  • (5 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5


Быстрый ответ

  

2 человек читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей